4) Внешняя политика и военные силы 30) В области международных отношений, стремясь прежде всего к сохранению мира, мы стоим за твердую, энергичную защиту жизненных интересов страны, чуждую, однако, вызывающего и агрессивного тона в отношении других народов. Но признавая, что мировой обмен идей, произведений наук и искусств и продуктов промышленности, равно необходимый для всех культурных государств, налагает, в то же время, на каждое из них и серьезные обязанности в отношении других стран, мы считаем соответствующим, как чести и достоинству России, так и ее реальным интересам: 1) стремиться к возможно скорейшему бескровному разрешению восточного вопроса, в смысле освобождения всех христианских народностей Турции от ее фактического владычества; 2) оказывать зарубежному славянству деятельную поддержку во всем, что способствует осуществлению его законного стремления к мирному слиянию в среднеевропейскую славянскую федерацию и 3) отказаться от прежней вызывающей политики по отношению к Англии и странам Дальнего Востока, стремясь лишь к достижению в Азии того же положения и тех же прав на мирную пропаганду своих торговых и культурных интересов, какие принадлежат на Среднем и Дальнем Востоке и другим державам. 31) Эти задачи внешней политики России должны быть осуществляемы, однако с такою постепенностью и затратою сил, которые не мешали бы ни громадному делу внутреннего переустройства государства, ни ближайшим задачам русской внешней политики, т.е. ограждению безопасности страны и защите ее насущных интересов на территориях, которые входят в сферу интересов и других государств. 32) В интересах ограждения собственной безопасности [c.37] и сохранения международного мира, мы высказываемся в пользу заключения политических союзов и соглашения с иностранными государствами, ограждающих страну от опасной, при современных условиях, международной изолированности, требуя, чтобы при заключении таких союзов и соглашений принимались во внимание не только ближайшие их цели, но и вышеочерченные более сложные задачи внешней политики России. 33) Достижение указанных целей возможно лишь при условии: 1) действительного контроля законодательного корпуса над внешней политикой страны, поскольку такой контроль совместим с неизбежностью, так называемой дипломатической тайны и 2) реорганизации русской дипломатии: а) в смысле обновления ее личного состава, который должен определяться не происхождением или привилегированным образованием, а действительной подготовленностью – как служебной, так и образовательной – к дипломатической деятельности, и б) в смысле замещения должностей по дипломатической и, в частности, консульской службы лишь лицами, хорошо знакомыми с странами, где им предстоит действовать. 34) Ратуя в принципе против милитаризма, вместе с тем следует признать необходимым оставление войск в боевой готовности, поскольку это требуется интересами защиты государства от внешних врагов. Для облегчения же бремени воинской повинности необходимо сокращение срока службы нижних чинов армии и флота до двух лет. 35) Сохраняются лишь регулярные войска; привилегии, связанные со службой в тех или иных частях армии и родах оружия, подлежат отмене. 36) Во избежание сокращения численного состава армии и, главным образом, в видах ограждения нравственного достоинства граждан-воинов, законом воспрещается назначать нижних чинов в услужение офицерам. Мы признаем необходимым широкое смягчение системы дисциплинарных взысканий и пересмотр военно-уголовного кодекса, в духе гуманности и справедливости. [c.38 |