Летом 1944 г. авиация Северного флота ведет интенсивные налеты на немецкие караваны, военно‑морские базы и другие объекты противника. Мы получили приказ: «Шестеркой самолетов Ил‑2, топмачтовым бомбометанием уничтожить транспорт противника, идущий с эскортом в район Варангер‑Фиорда». Шестерку Ил‑2 повел капитан Катунин, группу истребителей прикрытия возглавил я. Весь летный состав совместно изучил и проработал задание. Особенно детально были отработаны: маршрут и профиль полета, место сбора после атаки, сигналы управления. Прикрытие было два к одному: на 6 самолетов Ил‑2 — 12 самолетов Як‑9. Поэтому, кроме основной задачи по прикрытию, на каждую пару истребителей возлагалась обязанность — следить за одним определенным самолетом Ил‑2. В случае выхода самолета Ил‑2 из строя эта пара обязана была перейти в непосредственное прикрытие его. После взлета все самолеты собрались на кругу, над своим аэродромом, и бреющим полетом пошли вдоль Кольского залива и далее в 3035 км от береговой черты. Истребители при наборе высоты летели четверками, причем в 60— 70 км от цели заняли следующий боевой порядок: группа непосредственного прикрытия — первая четверка шла с самолетами Ил‑2 на удалении 100— 150 м с превышением 100— 150 м ; вторая четверка — ударная группа — сзади на 200— 250 м и с превышением 400— 500 м ; я с резервной четверкой маневрировал позади всей группы с небольшим превышением над всеми. За 10— 15 км до цели в 600— 700 м справа от нас на одной высоте внезапно показались 4 истребителя противника. Предупредив всех по радио о появлении противника, я приказал одной паре из второй четверки отвернуть в сторону немцев и связать их боем. В это время снизу подходили еще 4 истребителя противника. Эту четверку я приказал атаковать паре, оставшейся от нашей второй четверки. Самолеты Ил‑2 перешли в атаку, начав топмачтовое бомбометание. Как и следовало ожидать, сверху появилась еще шестерка истребителей противника, с которой звено резерва под моим командованием завязало бой. Одновременно я приказал первой четверке Як‑9 (группа непосредственного прикрытия) идти непосредственно с самолетами Ил‑2, так как на выходе из атаки и непосредственно над кораблями были еще самолеты противника. Завязался воздушный бой 14 истребителей противника с 12 Як‑9 и 6 Ил‑2. Ведя воздушный бой, я старался главным образом не упустить из виду самолеты Ил‑2, чтобы в случае необходимости оказать им помощь; одновременно я стремился занять такое положение, которое обеспечивало бы мне наблюдение за ходом воздушного боя. Находясь несколько выше и видя весь ход боя, я мог оказывать помощь дерущимся. Ведущий самолетов Ил‑2 сообщил мне по радио и дублировал условными ракетами выход из атаки, уход к месту сбора. Его сообщения я повторил по радио своим истребителям и приказал им оттягиваться в сторону самолетов Ил‑2. Бой продолжался поблизости от них. Огнем своих пушек и пулеметов самолеты Ил‑2 по возможности помогали нам. Так было достигнуто взаимодействие Ил‑2 в совместном групповом бою с Як‑9. Обеспечение безопасности полета Ил‑2 было нашей основной задачей я в процессе всего боя напоминал своим истребителям о том, чтобы они не теряли самолеты Ил‑2 из виду и не увлекались боем. В этом вылете был потоплен один транспорт и сбито 3 самолета противника. Мы вернулись без потерь. Таким образом, моральное превосходство наших летчиков, хорошая проработка задания на земле и непосредственная договоренность между летчиками Ил‑2 и летчиками Як‑9 при правильном руководстве и распределении сил в воздушном бою обеспечили успех.
Среди множества проблем современной жизни весьма серьёзной является безопасность дорожного движения. В особенности, когда речь идёт об участках, находящихся вне населённых пунктов. Недостаточность освещения в тёмное время суток является постоянным негативным фактором, одной из причин высокой аварийности. |