Ремонт офисов в Москве, 10 лет на рынке
За годы Отечественной войны наш полк провел много успешных воздушных боев с истребителями противника ФВ‑190, действовавшими в качестве штурмовиков. Большинство из них падает на период 1944 — 1945 гг., когда мы входили в состав 2го Прибалтийского фронта. Наши наземные войска успешно продвигались в направлении городов Рига и Тильзит. Немцы, как известно, не смогли создать самолет‑штурмовик, поэтому широко использовали истребитель ФВ‑190 в качестве штурмовика. Эффективность штурмовых действий ФВ‑190 была невысокая, однако приходилось с ними считаться. Нельзя было допустить, чтобы наши наземные войска несли потери от штурмовых действий ФВ‑190 и тормозилось наше победоносное продвижение. В апреле 1944 г. нам была поставлена задача: непосредственным патрулированием звеньев со сменой патруля через 40 минут (перекрытие 10 минут) прикрыть наземные войска в районе Бауска. Первым на выполнение поставленной задачи вылетело звено во главе с командиром эскадрильи гв. ст. лейтенантом Горбуновым. Мое звено находилось в готовности номер 1. Спустя 20 минут после вылета звено Горбунова обнаружило 8 ФВ‑190 и завязало с ними воздушный бой, о чем гв. ст. лейтенант Горбунов передал по радио на КП командира полка. На помощь звену Горбунова (по сигналу с КП) вылетело мое звено. При подходе к линии фронта я связался по радио со станцией наведения и звеном Горбунова. Горбунов сообщил, что успешно закончил воздушный бой и возвращается на свой аэродром. Я пошел в район патрулирования. Вскоре я заметил впереди и ниже себя, примерно на высоте 2000 м, две группы ФВ‑190, идущих навстречу моему звену. Группы шли с превышением одна над другой. Боевой порядок первой группы, состоящей из 16 ФВ‑190, был плотно сомкнутый правый «пеленг» звеньев. Боевой порядок верхней группы, состоящей из 6 ФВ‑190, представлял разомкнутый фронт. По боевым порядкам истребителей противника нетрудно было догадаться, что нижняя группа представляет собой ударную группу штурмовиков, а верхняя — ее прикрытие. Истребители прикрытия, углубившись на нашу территорию, стали делать левый разворот, причем группа прикрытия опустилась на высоту ударной группы и сделала разворот позже, оторвавшись от основной группы. Мы находились на солнечной стороне выше противника. Видимо, не замечая нас, вся группа ФВ‑190 развернулась влево, и мы оказались сзади нее. Оценив обстановку, я приказал паре гв. капитана Кузнецова связать боем группу прикрытия, сам же парой с летчиком гв. лейтенантом Князевым пошел в атаку на ударную группу. Паре Кузнецова легко удалось выполнить мой приказ, причем с первой же атаки был сбит один ФВ‑190. Атака моей пары совпала с моментом, когда ударная группа ФВ‑190 растянулась попарно, снижаясь для атаки. Высота, скорость и солнце дали возможность подойти вплотную к самолетам противника с задней полусферы и расстреливать их в упор. Наша пара зажгла один за другим 3 ФВ‑190. Но после третьего сбитого самолета противник заметил нас и резким разворотом стал в левый круг, сбрасывая бомбы куда попало. Я, используя преимущество в высоте и скорости, продолжал атаковать задние самолеты. Вскоре образовался замкнутый левый круг. Замыкающей была моя пара. Немцы старались сделать вираж как можно круче. Один — с целью зайти в хвост моей паре, другие — чтобы уйти из‑под удара. Сделав шесть кругов, немцы потеряли высоту до 400 м. Я же со своим ведомым, когда замечал, что ФВ‑190 заходят мне в хвост, выскакивал вверх и снова продолжал атаковать противника. На одном из виражей один ФВ‑190 сорвался в штопор и врезался в землю, три ФВ‑190 перешли на бреющий полет и ушли на свою территорию. Оставшиеся ФВ‑190 активизировались и стали переходить от обороны к нападению. Во время боя я заметил в стороне и выше себя еще две группы ФВ‑190, которые шли в нашем направлении Но, как только эти две группы приблизились к нам, их внезапно атаковали сверху звенья ст. лейтенанта Зибарова и гв. ст. лейтенанта Мешкова, которые пришли на помощь моему звену. Внезапно атакованные подошедшими в район боя нашими истребителями, ФВ‑190 частично спикировали. Образовался общий бой в три яруса. В результате удачного маневра мне и моему напарнику гв. лейтенанту Князеву удалось зайти в хвост двум ФВ‑190 и сбить их. Однако моя пара уже находилась в невыгодных условиях. Вновь подошедшие истребители то и дело атаковали меня сверху. Предупредив по радио ведущих, мы перешли на набор высоты. Когда превышение над противником было достигнуто, мы снова вступили в бой. В это время наземная радиостанция сообщила о приближении в нашем направлении еще 12 ФВ‑190. Я приказал звену Мешкова, находившемуся в верхнем ярусе, набрать высоту и быть готовым для отражения атаки. Однако этой группе не удалось подойти к нам, так как она была своевременно атакована группой командира полка, вышедшей для наращивания боя. Понеся большие потери и не имея возможности выполнить своей задачи (в результате нашего активного противодействия), истребители противника парами и по одному стали выходить из боя. Бой длился в течение двадцати минут. Со стороны противника в этом бою участвовало до 60 ФВ‑190, с нашей стороны 22 самолета «Аэрокобра». В результате воздушного боя нами было сбито 16 ФВ‑190 без единой потери с нашей стороны. Моя пара сбила 5 ФВ‑190, лично я сбил три. Нашей победе способствовали: близость базирования к линии фронта; отличная система оповещения и радионаведения, а также отличная радиосвязь между самолетами; активное ведение боя, навязывание противнику своей воли; слетанность пар, звеньев и отличная техника пилотирования; грамотный выбор тактических приемов ведущими и четкое взаимодействие звеньев, пар; упорство в достижении цели; четкая организация наращивания сил в бою. |