Воевал на 10 фронтах, летал на задания с Юмашевым и Клещевым, Кожедубом и Куманичкиным, лично и в группе сбил 45 «Хейнкелей», «Юнкерсов», «мессеров» и «Фокке‑Вулъфов». Среди сбитых им есть даже итальянская «Саетта» Макки200, подожженная над степью под Сталинградом. А. Баклан родился в семье бедняка, в деревне Калиновка Херсонской губернии, мальчишкой приехал в Николаев, где поступил в ФЗУ. Крепкого и спортивного, «классово близкого» парня (братья Баклана погибли в борьбе с петлюровцами) приняли в аэроклуб, который он окончил в 1936 г. и получил направление в Одесское военное летное училище. Он начал службу в 49м истребительно‑авиационном полку под командованием майора Неделина. В 1939 г. полк был направлен на Карельский перешеек, где Баклан совершил 40 боевых вылетов на И‑153 на штурмовку финских войск, был награжден орденом Красного Знамени. Войну он встретил на западной границе, в кабине истребителя 23 июня чуть не погиб при бомбежке — шальная бомбочка «лягушка» угодила между его спиной и спинкой кресла. Спас парашют, хотя и весьма необычным образом. Полк потерял матчастъ в первые дни войны и был выведен на переформирование. В июле на Як‑1 при штурмовке аэродрома в Новгороде‑Северском Баклан сбил на взлете свой первый «мессер». В августе над Бахмачам уничтожил Хш‑126, выбросившийся с парашютом летчик был взят в плен. К февралю 1942 г. , когда Баклан был переведен в 521‑й истребительно‑авиационный полк, в эскадрилью И. Клещева, на его счету было 6 побед (3 Ме‑109, 2 Ю‑88, Хш‑126). В марте, атаковав во главе звена большую группу Ю‑87, прикрытых истребителями, он в долгом маневренном бою сбил Ю‑87 и Ме‑109 и на высоте около 8000 метров потерял сознание. Придя в себя, сумел вывести самолет из пикирования. Эволюции были столь резки, что у него лопнули барабанные перепонки. Через несколько дней, пытаясь взлететь после вынужденной посадки, вдребезги разбил машину. Невредимый и обескураженный сидел некоторое время в кресле среди обломков самолета. В апреле 1942 г. Баклан вместе с Клещевым, Алкидовым, Карначенком и Бобковым прибыл в Москву, где по штату 015/74 комплектовался из 32 самолетов особый 434й истребительно‑авиационный полк трехэскадрильного состава. Летчики полка отличились в боях под Сталинградом, где летом 1942 г. сбили 90 самолетов противника. В день своего 25летия Баклан сбил Ме‑109, сам подвергся атаке тройки, был ранен в руку, уходил на столь малой высоте, что один из преследователей задел за землю и взорвался В начале сентября полк пересадили на Як‑7б. В первом же вылете на новой машине летчик сбил «экзота» — Макки‑200. К октябрю на его счету было 400 боевых вылетов, 13 личных и 23 групповые победы. В конце 1943 г. Баклан переводится в «маршальский», тогда еще 19‑й, истребительно‑авиационный полк (176‑й гвардейский истребительно‑авиационный полк) на должность комэска три. Здесь на Ла‑5ФН он сбил 2 Ме‑109, а после перевооружения на Ла‑7 вновь сделал почин: 24 июня 1944 г. сбил ФВ‑190. В июльских боях им было уничтожено еще 3 истребителя противника. В начале сентября его эскадрилья, ведомая замкомполка гвардии капитаном И. Кожедубом, была направлена в Прибалтику для борьбы с неприятельскими «охотниками». За короткий период их группа сбила 12 вражеских истребителей, расчистив воздух от любителей молниеносных атак, а эфир — от победных криков «Хорридо!». В боях был потерян самолет, сбитый огнем зенитной артиллерии. Баклан невысоко оценивал тактику немецких асов: «Охотники» отнюдь не дураки: когда им невыгодно, они боя не принимают, а просто уходят. Их собственные атаки всегда бывали скоротечными: обстреляют — и деру". Позднее Баклан сражался на Дальнем Востоке, летал над Хинганом, прикрывая свои войска и штурмуя японские. Гвардии майор Баклан за войну совершил более 700 боевых вылетов, сбил лично 22 и в группе 23 самолета противника. Герой Советского Союза (Указ от 23.11.42). Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 3й ст., Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями. После войны командовал полком. В 1952 г. окончил Военно‑Воздушную академию. Летал на МиГ‑15, МиГ‑17. С 1963 г. полковник Баклан в отставке. Работал в управлении связи. Жил в Пскове. Автор книги «Небо, прошитое трассами». М.: Воениздат, 1985. Умер в 1989 г. |