Царисты признают монархический конституционный образ правления, но слово "царь” имеет в их глазах глубокое для России и русского народа значение. Он – отец народа, неразрывно и тесно с ним связанный, он поручает избранным самим народом людям править делами государства, но от этого значение царя не меняется, а напротив, даже возрастает. Русский царь, покровитель всякого благого начинания, вместе с тем душа и совесть великого народа, носитель идей славы и могущества всей империи. Царю ничего не надо, он родится царем. Россия без царя немыслима. В области внутренней политики царисты признают всю непригодность отжившего свой век государственного строя; разъединенная бюрократизмом, не способная функционировать, государственная машина, находившаяся под олигархическим управлением министров, привела к настоящему положению вещей. Слабость, безграмотность и отсутствие единства в действиях правительства грозили бытию самого государства. По отдельным вопросам царисты думают: 1. Что в России образование есть, а воспитания нет никакого; дело образования юношества велось рутинно, безжизненно; связи между школой и молодежью не было, учили сухо, бессердечно; с индивидуальностью учащихся не считались, не будили в юных сердцах любви к родине, царю и ближнему, не развивали чувства национальной гордости. Необходимо допустить в университет и реалистов; для высших школ полезно скорейшее образование корпораций по национальностям и землячеств с их выборным началом и судом чести. 2. По вопросу о крестьянском землевладении царисты признают, что необходимы энергичнейшие меры для облегчения крестьянам перехода от общинного землевладения к подворному для благополучного разрешения вопроса о малоземелье; деятельность крестьянского банка должна быть [c.113] соответственно этой великой задаче расширена, а дворянский банк преобразован в имперский земельный банк для всех сословий. 3. Игра крестьянского банка на понижение стоимости земли должна прекратиться, как затрудняющая продажу земли частных лиц крестьянским обществам в интересах государства, чтобы земля достигла нормальной стоимости, а не обесценивались близорукой политикой крестьянского банка. Разрешить вопрос о малоземелье безденежных жертв со стороны государства невозможно. Относительно общей финансовой политики России царисты верят в неиссякаемые природные богатства страны, отдают должное великим заслугам в этой области бывшего министра финансов С.Ю.Витте и признают, что после войны необходимо соблюдение строжайшей экономии во всех отраслях государственного хозяйства, только не в ущерб развитию морских и сухопутных сил империи. 4. Царисты, веря в бога, уважают всякую религию. 5. Царисты не враги евреев, но думают, что теперешние политические взгляды многих из них, особенно молодежи, не полезны России, и надеются, что после общего успокоения взгляды евреев сделаются умереннее; царисты прежде всего защитники законности и порядка. 6. Царисты братски протягивают руку единокровным полякам и всем славянам. 7. По их мнению, необходима скорейшая реорганизация Государственного совета. 8. Всеобщая, равная, прямая и тайная подача голосов для избрания в Государственную думу абсолютно невозможна – это может быть вопросом далекого будущего, а не на заре парламентаризма. В области внешней политики царисты своеобразно связывают все наши неудачи с невмешательством России в англо-бурскую распрю. Они считают это величайшей непоправимой ошибкой. Представлялся небывалый случай выступить России в защиту горсти героев, с молитвой защищавших родину от сильного врага, да заодно и помирить Германию с Францией на счет Англии. За грех пред бурами мы несем и кару. Царисты – поклонники континентального союза, хотя они сейчас рекомендуют осторожную, вызванную [c.114] неблагоприятными обстоятельствами, выжидательную политику. "За царя и народ” – их девиз. |