Приветствую Вас Гость | RSS
Воскресенье
24.11.2024, 03:10
Главная История России Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
РАСПУТИН [21]
Жизнь и деятельность Г. Распутина.
Сто сталинских соколов [40]
Федор Яковлевич Фалалеев
История Руси [76]
страна и население древней руси после начала государства
Повесть Временных лет [56]
"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов.
Россия (СССР) в войнах второй половины XX века [74]
Полный сборник платформ всех русских политических партий [56]
Манифестом 17-го октября положено основание развитию русской жизни на новых началах
Ближний круг Сталина [88]
Соратники вождя
Величайшие тайны истории [103]
Хроники мусульманских государств [79]
Дворцовые секреты [144]
Война в Средние века [52]
Хронография [50]
Тайная жизнь Александра I [89]
“Пятая колонна” Гитлера [34]
Великие Россияне [103]
Победы и беды России [39]
Зигзаг истории [33]
Немного фактов [64]
Русь
От Екатерины I до Екатерины II [75]
Гибель Карфагена [47]
Спартак [93]
О самом крупном в истории восстании рабов.

Популярное
Анахарсис, мудрец-дикарь
Кони становятся крупнее
Первый закон о полях
Битва Квинтилия Вара с германцами
Диоген в бочке
Пришествие коня
Что делать, если у вашего партнера нет желания заниматься сексом

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Статьи » Повесть Временных лет

В год 6502 (994).

В год 6503 (995).
В год 6504 (996). Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и
помолился Богу, говоря так: "Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети
сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, - новых людей этих, сердце
которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь
твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери
приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь
молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы". И, помолившись Богу, сказал
он так: "Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и
моих городов". И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: "Если
кто отменит это, - да будет проклят". И дал десятую часть Анастасу
Корсунянину. И устроил в тот день праздник великий боярам и старцам
градским, а бедным роздал много богатства.
После этого пришли печенеги к Василеву, и вышел против них Владимир с
небольшою дружиною. И сошлись, и не смог устоять против них Владимир,
побежал и стал под мостом, едва укрывшись от врагов. И дал тогда Владимир
обещание поставить церковь в Василеве во имя святого Преображения, ибо было
в тот день, когда произошла та сеча, Преображение Господне. Избегнув
опасности, Владимир построил церковь и устроил великое празднование, наварив
меду 300 мер. И созвал бояр своих, посадников и старейшин из всех городов и
всяких людей много, и роздал бедным 300 гривен. Праздновал князь восемь
дней, и возвратился в Киев в день Успенья святой Богородицы, и здесь вновь
устроил великое празднование, сзывая бесчисленное множество народа. Видя же,
что люди его - христиане, радовался душой и телом. И так делал постоянно. И
так как любил книжное чтение, то услышал он однажды Евангелие: "Блаженны
милостивые, ибо те помилованы будут"; и еще: "Продайте именья ваши и
раздайте нищим"; и еще: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль
истребляет и воры подкапывают, но собирайте себе сокровища на небе, где моль
не истребляет, ни воры не крадут"; и слова Давида: "Благословен человек,
который милует и взаймы дает"; слышал он и слова Соломона: "Дающий нищему
дает взаймы Богу". Слышав все это, повелел он всякому нищему и бедному
приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны
деньги. Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут
добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них
хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить
по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить?". И
раздавали тем все необходимое. И еще нечто большее сделал он для людей
своих: каждое воскресенье решил он на дворе своем в гриднице устраивать пир,
чтобы приходить туда боярам, и гридям, и сотским, и десятским, и лучшим
мужам - и при князе и без князя. Бывало там множество мяса - говядины и
дичины, - было все в изобилии. Когда же, бывало, подопьются, то начнут
роптать на князя, говоря: "Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными
ложками, а не серебряными". Услышав это, Владимир повелел исковать
серебряные ложки, сказав так: "Серебром и золотом не найду себе дружины, а с
дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались
золота и серебра". Ибо Владимир любил дружину и с нею совещался об
устройстве страны, и о войне, и о законах страны, и жил в мире с окрестными
князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом
Чешским. И были между ними мир и любовь. Владимир же жил в страхе Божьем. И
сильно умножились разбои, и сказали епископы Владимиру: "Вот умножились
разбойники; почему не казнишь их?". Он же ответил: "Боюсь греха". Они же
сказали ему: "Ты поставлен Богом для наказания злым, а добрым на милость.
Следует тебе казнить разбойников, но расследовав". Владимир же отверг виры и
начал казнить разбойников, и сказали епископы и старцы: "Войн много у нас;
если бы была у нас вира, то пошла бы она на оружие и на коней". И сказал
Владимир: "Пусть так". И жил Владимир по заветам отца и деда.
В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами
против печенегов, так как была в это время беспрерывная великая война.
Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали
выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так
как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась
осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: "Вот
уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так
умереть? Сдадимся печенегам - кого оставят в живых, а кого умертвят; все
равно помираем от голода". И так порешили на вече. Был же один старец,
который не был на том вече, и спросил он: "О чем было вече?". И поведали ему
люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за
городскими старейшинами и сказал им: "Слышал, что хотите сдаться печенегам".
Они же ответили: "Не стерпят люди голода". И сказал им: "Послушайте меня, не
сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю". Они же с радостью
обещали послушаться. И сказал им: "Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или
отрубей". Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать
болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него
кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в
него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду,
которое было спрятано в княжеской медуше. И приказал сделать из него
пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день
повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:
"Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы
посмотреть, что творится в городе нашем". Печенеги же обрадовались, подумав,
что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих
родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли
они в город, и сказали им люди: "Зачем губите себя? Разве можете перестоять
нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от
земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами". И привели их к
колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в
латки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу,
и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги.
И удивились те и сказали: "Не поверят нам князи наши, если не отведают
сами". Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и
дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели
князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских
пустив, поднялись и пошли от города восвояси.
В год 6506 (998).
В год 6507 (999).
В год 6508 (1000). Преставилась Малфрида. В то же лето преставилась и
Рогнеда, мать Ярослава.
В год 6509 (1001). Преставился Изяслав, отец Брячислава, сын Владимира.
В год 6510 (1002).
В год 6511 (1003). Преставился Всеслав, сын Изяслава, внук Владимира.
В год 6512 (1004).
В год 6513 (1005).
В год 6514 (1006).
В год 6515 (1007). Перенесены святые в церковь святой Богородицы.
В год 6516 (1008).
В год 6517 (1009).
В год 6518 (1010).
В год 6519 (1011). Преставилась Владимирова царица Анна.
В год 6520 (1012).
В год 6521 (1013).
В год 6522 (1014). Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в
Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде
дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав не давал этого в
Киев отцу своему. И сказал Владимир: "Расчищайте пути и мостите мосты", ибо
хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся.
В год 6523 (1015). Когда Владимир собрался идти против Ярослава,
Ярослав, послав за море, привел варягов, так как боялся отца своего; но Бог
не дал дьяволу радости. Когда Владимир разболелся, был у него в это время
Борис. Между тем печенеги пошли походом на Русь, Владимир послал против них
Бориса, а сам сильно разболелся; в этой болезни и умер июля в пятнадцатый
день. Умер он на Берестове, и утаили смерть его, так как Святополк был в
Киеве. Ночью же разобрали помост между двумя клетями, завернули его в ковер
и спустили веревками на землю; затем, возложив его на сани, отвезли и
поставили в церкви святой Богородицы, которую сам когда-то построил. Узнав
об этом, сошлись люди без числа и плакали по нем - бояре как по заступнике
страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе. И положили его в гроб
мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем.
То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих
крестил, так и этот поступил так же. Если и пребывал он прежде в скверных
похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову
апостола: "Где умножится грех, там преизобилует благодать". Удивления
достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же,
христиане, не воздаем ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не
крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором
и прародители наши погибли. Если бы имели мы усердие и молились за него Богу
в день его смерти, то Бог, видя, как мы чтим его, прославил бы его: нам ведь
следует молить за него Бога, так как через него познали мы Бога. Пусть же
Господь воздаст тебе по желанию твоему и все просьбы твои исполнит - о
царствии небесном, которого ты и хотел. Пусть увенчает тебя Господь вместе с
праведниками, воздаст услаждение пищей райской и ликование с Авраамом и
другими патриархами, по слову Соломона: "Со смертью праведника не погибнет
надежда".
Память о нем чтут русские люди, вспоминая святое крещение, и
прославляют Бога молитвами, песнями и псалмами, воспевая их Господу, новые
люди, просвещенные Святым Духом, ожидая надежды нашей, великого Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа; он придет воздать каждому по трудам его неизреченную
радость, которую предстоит получить всем xристианам.


курс
Категория: Повесть Временных лет | Добавил: historays (08.12.2010)
Просмотров: 2806 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Может пригодиться

Интересное
«ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ЖАННЫ Д'АРК»
и о а н н - III (1462-1505)
Россия и Ангола: новая страница в отношениях двух стран
ФИЛИПП КОНТАМИН И ЕГО ТВОРЧЕСТВО
16
СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК: РАЗГАДКА БЛИЗКА?
Борьба за независимость стран Индокитайского полуострова

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2024
Сайт управляется системой uCoz