Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
22.11.2024, 13:56
Главная История России Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
РАСПУТИН [21]
Жизнь и деятельность Г. Распутина.
Сто сталинских соколов [40]
Федор Яковлевич Фалалеев
История Руси [76]
страна и население древней руси после начала государства
Повесть Временных лет [56]
"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов.
Россия (СССР) в войнах второй половины XX века [74]
Полный сборник платформ всех русских политических партий [56]
Манифестом 17-го октября положено основание развитию русской жизни на новых началах
Ближний круг Сталина [88]
Соратники вождя
Величайшие тайны истории [103]
Хроники мусульманских государств [79]
Дворцовые секреты [144]
Война в Средние века [52]
Хронография [50]
Тайная жизнь Александра I [89]
“Пятая колонна” Гитлера [34]
Великие Россияне [103]
Победы и беды России [39]
Зигзаг истории [33]
Немного фактов [64]
Русь
От Екатерины I до Екатерины II [75]
Гибель Карфагена [47]
Спартак [93]
О самом крупном в истории восстании рабов.

Популярное
Комедия судит трагедию
15
Рабы среди свободных
Догматические споры
Фермопилы, Артемизия и Саламин Говорящий хомяк
Ген. от кав. Платов ген.-фельдм. кн. Кутузову, 25 сентября 1812 г
Положение франкской церкви. Бонифаций

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Статьи » Повесть Временных лет

В год 6486 (978).

В год 6487 (979).
В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал
посадникам Ярополка: "Идите к брату моему и скажите ему: "Владимир идет на
тебя, готовься с ним биться"". И сел в Новгороде.
И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: "Хочу дочь твою взять себе в
жены". Тот же спросил у дочери своей: "Хочешь ли за Владимира?". Она
ответила: "Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка". Этот Рогволод
пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в
Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали
ему всю речь Рогнеды - дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал
много воинов - варягов, словен, чуди и кривичей - и пошел на Рогволода. Наши сотрудники готовы ответить на все Ваши вопросы. Не забудьте после разговора платье для девочки купить красивого цвета. А в
это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на
Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены.
И пошел на Ярополка. И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а
Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и
с Блудом, и стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче - между Дорогожичем и
Капичем, и существует ров тот и поныне. Владимир же послал к Блуду - воеводе
Ярополка, - с хитростью говоря: "Будь мне другом! Если убью брата моего, то
буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь
начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него".
И сказал Блуд послам Владимировым: "Буду с тобой в любви и дружбе". О злое
коварство человеческое! Как говорит Давид: "Человек, который ел хлеб мой,
возвел на меня клевету". Этот же обманом задумал измену своему князю. И еще:
"Языком своим льстили. Осуди их, Боже, да откажутся они от замыслов своих;
по множеству нечестия их отвергни их, ибо прогневали они тебя, Господи". И
еще сказал тот же Давид: "Муж скорый на кровопролитие и коварный не проживет
и половины дней своих". Зол совет тех, кто толкает на кровопролитие; безумцы
те, кто, приняв от князя или господина своего почести или дары, замышляют
погубить жизнь своего князя; хуже они бесов, Так вот и Блуд предал князя
своего, приняв от него многую честь: потому и виновен он в крови той.
Затворился Блуд (в городе) вместе с Ярополком, а сам, обманывая его, часто
посылал к Владимиру с призывами идти приступом на город, замышляя в это
время убить Ярополка, но из-за горожан нельзя было убить его. Не смог Блуд
никак погубить его и придумал хитрость, подговаривая Ярополка не выходить из
города на битву. Сказал Блуд Ярополку: "Киевляне посылают к Владимиру,
говоря ему: "Приступай к городу, предадим-де тебе Ярополка". Беги же из
города". И послушался его Ярополк, выбежал из Киева и затворился в городе
Родне в устье реки Роси, а Владимир вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне,
И был там жестокий голод, так что осталась поговорка и до наших дней: "Беда
как в Родне". И сказал Блуд Ярополку: "Видишь, сколько воинов у брата
твоего? Нам их не победить. Заключай мир с братом своим", - так говорил он,
обманывая его. И сказал Ярополк: "Пусть так!", И послал Блуд к Владимиру со
словами: "Сбылась-де мысль твоя, и, как приведу к тебе Ярополка, будь готов
убить его". Владимир же, услышав это, вошел в отчий двор теремной, о котором
мы уже упоминали, и сел там с воинами и с дружиною своею. И сказал Блуд
Ярополку: "Пойди к брату своему и скажи ему: "Что ты мне ни дашь, то я и
приму"". Ярополк пошел, а Варяжко сказал ему: "Не ходи, князь, убьют тебя;
беги к печенегам и приведешь воинов", и не послушал его Ярополк. И пришел
Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами
под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит
был Ярополк. Варяжко же, увидев, что Ярополк убит, бежал со двора того
теремного к печенегам и долго воевал с печенегами против Владимира, с трудом
привлек его Владимир на свою сторону, дав ему клятвенное обещание, Владимир
же стал жить с женою своего брата - гречанкой, и была она беременна, и
родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых,
была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как
прелюбодей. Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух
отцов: от Ярополка и от Владимира.
После всего этого сказали варяги Владимиру: "Это наш город, мы его
захватили, - хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека". И сказал
им Владимир: "Подождите с месяц, пока соберут вам куны". И ждали они месяц,
и не дал им Владимир выкупа, и сказали варяги: "Обманул нас, так отпусти в
Греческую землю". Он же ответил им: "Идите". И выбрал из них мужей добрых,
умных и храбрых и роздал им города; остальные же отправились в Царьград к
грекам. Владимир же еще прежде них отправил послов к царю с такими словами:
"Вот идут к тебе варяги, не вздумай держать их в столице, иначе наделают
тебе такого же зла, как и здесь, но рассели их по разным местам, а сюда не
пускай ни одного".
И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за
теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и
Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы,
называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы
бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью
земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на
том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после.
Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в
Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы
новгородцы как богу.
Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую
поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он
четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей;
от гречанки имел он Святополка, от чехини - Вышеслава, а еще от одной жены -
Святослава и Мстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба, а наложниц было у
него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое
называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе
замужних женщин и растляя девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон,
ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в
конце концов погиб, Этот же был невежда, а под конец обрел себе вечное
спасение. "Велик Господь, и велика крепость его, и разуму его нет конца!".
Женское прельщение - зло; вот как, покаявшись, сказал Соломон о женах: "Не
внимай злой жене; ибо мед каплет с уст ее, жены прелюбодейцы; на мгновение
только наслаждает гортань твою, после же горчее желчи станет... Сближающиеся
с ней пойдут после смерти в ад. По пути жизни не идет она, распутная жизнь
ее неблагоразумна". Вот что сказал Соломон о прелюбодейках; а о хороших
женах сказал он так: "Дороже она многоценного камени. Радуется на нее муж
ее. Ведь делает она жизнь его счастливой. Достав шерсть и лен, создает все
потребное руками своими. Она, как купеческий корабль, занимающийся
торговлей, издалека собирает себе богатство, и встает еще ночью, и раздает
пищу в доме своем и дело рабыням своим. Увидев поле - покупает: от плодов
рук своих насадит пашню. Крепко подпоясав стан свой, укрепит руки свои на
дело. И вкусила она, что благо - трудиться, и не угасает светильник ее всю
ночь. Руки свои простирает к полезному, локти свои устремляет к веретену.
Руки свои протягивает бедному, плод подает нищему. Не заботится муж ее о
доме своем, потому что, где бы он ни был, - все домашние ее одеты будут.
Двойные одежды сделает мужу своему, а червленые и багряные одеяния - для
самой себя. Муж ее заметен всем у ворот, когда сядет на совете со
старейшинами и жителями земли. Покрывала сделает она и отдаст в продажу.
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим. В
силу и в красоту облеклась она. Милости ее превозносят дети ее и ублажают
ее; муж хвалит ее. Благословенна разумная жена, ибо похвалит она страх
Божий. Дайте ей от плода уст ее, и да прославят мужа ее у ворот".
В год 6489 (981). Пошел Владимир на поляков и захватил города их,
Перемышль, Червен и другие города, которые и доныне под Русью. В том же году
победил Владимир и вятичей и возложил на них дань - с каждого плуга, как и
отец его брал.
В год 6490 (982). Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и
победил их вторично.
В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и
завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими.
И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет
он, того и зарежем в жертву богам". Был тогда варяг один, а двор его стоял
там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел
тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него
сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола.
Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как
терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И
посланные к нему, придя, сказали: "На сына-де твоего пал жребий, избрали его
себе боги, так принесем же жертву богам". И сказал варяг: "Не боги это, а
дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но
сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются;
сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и
предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не
дам сына своего бесам". Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же,
взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с
сыном своим. Сказали ему: "Дай сына своего, да принесем его богам". Он же
ответил: "Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего
сына. А вы-то зачем совершаете им требы?". И кликнули, и подсекли под ними
сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда
люди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому, не зная, что близка уже
его погибель. Так пытался он погубить весь род христианский, но прогнан был
честным крестом из иных стран. "Здесь же, - думал окаянный, - обрету себе
жилище, ибо здесь не учили апостолы, ибо здесь пророки не предрекали?", не
зная, что пророк сказал: "И назову людей не моих моими людьми"; об апостолах
же сказано: "По всей земле разошлись речи их, и до конца вселенной - слова
их". Если и не были здесь апостолы сами, однако учение их, как трубные
звуки, раздается в церквах по всей вселенной: их учением побеждаем врага -
дьявола, попирая его под ноги, как попрали и эти два отца наших, приняв
венец небесный наравне со святыми мучениками и праведниками.
В год 6492 (984). Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода
Волчий Хвост; и послал Владимир Волчьего Хвоста вперед себя, и встретил тот
радимичей на реке Пищане, и победил радимичей Волчий Хвост. Оттого и дразнят
русские радимичей, говоря: "Пищанцы от волчьего хвоста бегают". Были же
радимичи от рода ляхов, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз
везут и доныне.
В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим
Добрынею, а торков привел берегом на конях; и победил болгар. Сказал Добрыня
Владимиру: "Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не
давать - пойдем, поищем себе лапотников". И заключил Владимир мир с
болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: "Тогда не будет
между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель - тонуть". И вернулся
Владимир в Киев.
В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты,
князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись
Магомету". И спросил Владимир: "Какова же вера ваша?". Они же ответили:
"Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины,
не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст
Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них
красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же,
говорит, следует предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то
и на том", и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно.
Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и
слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от
свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: "Руси есть веселие пить: не
можем без того быть". Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: "Пришли мы,
посланные папой", и обратились к Владимиру: "Так говорит тебе папа: "Земля
твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша
вера - свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и
все, что дышит, а ваши боги - просто дерево". Владимир же спросил их: "В чем
заповедь ваша?". И ответили они: "Пост по силе: "если кто пьет или ест, то
все это во славу Божию", - как сказал учитель наш Павел". Сказал же Владимир
немцам: "Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого". Услышав об
этом, пришли хазарские евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и
христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы
распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля". И
спросил Владимир: "Что у вас за закон?". Они же ответили: "Обрезаться, не
есть свинины и заячины, соблюдать субботу". Он же спросил: "А где земля
ваша?". Они же сказали: "В Иерусалиме". А он спросил: "Точно ли она там?". И
ответили: "Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам
за грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как
же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас
и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же
хотите?".

Категория: Повесть Временных лет | Добавил: historays (08.12.2010)
Просмотров: 2347 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Может пригодиться

Интересное
Последние годы жизни
29
ГИБЕЛЬ ЛИНКОРА «ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ»
КОЖЕДУБ ИВАН НИКИТОВИЧ
е к а т е р и н а - II (1762-1796)
Последние годы жизни
На XXII съезде КПСС

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2024
Сайт управляется системой uCoz