Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница
22.11.2024, 02:47
Главная История России Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
РАСПУТИН [21]
Жизнь и деятельность Г. Распутина.
Сто сталинских соколов [40]
Федор Яковлевич Фалалеев
История Руси [76]
страна и население древней руси после начала государства
Повесть Временных лет [56]
"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов.
Россия (СССР) в войнах второй половины XX века [74]
Полный сборник платформ всех русских политических партий [56]
Манифестом 17-го октября положено основание развитию русской жизни на новых началах
Ближний круг Сталина [88]
Соратники вождя
Величайшие тайны истории [103]
Хроники мусульманских государств [79]
Дворцовые секреты [144]
Война в Средние века [52]
Хронография [50]
Тайная жизнь Александра I [89]
“Пятая колонна” Гитлера [34]
Великие Россияне [103]
Победы и беды России [39]
Зигзаг истории [33]
Немного фактов [64]
Русь
От Екатерины I до Екатерины II [75]
Гибель Карфагена [47]
Спартак [93]
О самом крупном в истории восстании рабов.

Популярное
Диоген в бочке
Дела и годы (до н.э.)
27
Бургунды и вестготы
Как щит создал Грецию
Смена богов
Падерборнский капитулярий. 785 г.

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Статьи » Повесть Временных лет

36

После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников
корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды
церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на
горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит
церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех
медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых
невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за
царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы -
одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и
волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить
его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для
поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он
возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был
чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру,
оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И,
притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им:
"Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда
только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда
пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого
прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал
Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь
то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". Услышав
это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не
приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с
попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа.
Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега
по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же,
стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу
стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я
отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения
апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил
мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не
смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись
по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на
небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых
людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя
христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне
помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на
твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам,
где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на
холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И
по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить
людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших
людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о
них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.
Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси
пророчество, гласившее: "В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет
язык косноязычных". Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему
устроению и по милости своей помиловал их Бог; как сказал пророк: "Помилую,
кого хочу". Ибо помиловал нас святым крещением и обновлением духа, по
Божьему изволению, а не по нашим делам. Благословен Господь Иисус Христос,
возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым. Вот почему и
мы поклоняемся ему, говоря: "Господь Иисус Христос! Чем смогу воздать тебе
за все, что воздал нам грешным? Не знаем, какое воздаяние дать тебе за дары
твои. "Ибо велик ты и чудны дела твои: нет предела величию твоему. Род за
родом восхвалят дела твои". Скажу вместе с Давидом: "Придите, возрадуемся
Господу, воскликнем Богу и Спасителю нашему. Предстанем лицу его со
славословием"; "Славьте его, ибо он благ, ибо вовек милость его", ибо
"избавил нас от врагов наших", то есть от языческих идолов. И еще скажем
вместе с Давидом: "Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу вся земля;
пойте Господу, благословляйте имя его, благовествуйте со дня на день
спасение его. Возвещайте в народах славу его, во всех людях чудеса его, ибо
велик Господь и достохвален", "И величию его нет конца". Какая радость! Не
один и не два спасаются. Сказал Господь: "Радость бывает на небе и об одном
покаявшемся грешнике". Здесь же не один и не два, но бесчисленное множество
приступили к Богу, просвещенные святым крещением. Как сказал пророк:
"Окроплю вас водой чистой, и очиститесь и от идолопоклонения вашего, и от
грехов ваших". Также и другой пророк сказал: "Кто Бог, как ты, прощающий
грехи и не вменяющий преступления? ибо хотящий того - милостив. Тот обратит
и умилосердится над нами и ввергнет в пучину морскую грехи наши". Ибо
апостол Павел говорит: "Братья! Все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, в
смерть его крестились; и так мы погреблись с ним крещением в смерть; дабы,
как Христос воскрес из мертвых славою отца, так и нам ходить в обновленной
жизни". И еще: "Древнее прошло, теперь все новое". "Ныне приблизилось к нам
спасение... ночь прошла, а день приблизился". "Через него получили мы верою
доступ к благодати этой, которой хвалимся и стоим", "Ныне же, когда
освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость". Вот
почему должны мы служить Богу, радуясь ему. Ибо сказал Давид: "Служите
Господу со страхом и радуйтесь ему с трепетом". Мы же воскликнем к Господу
Богу нашему: "Благословен Господь, который не дал нас в добычу зубам их!..
Сеть расторгнулась, и мы избавились" от обмана дьявольского. "И исчезла
память их с шумом, но Господь пребывает вовек", прославляемый русскими
сынами, воспеваемый в Троице, а демоны проклинаются благоверными мужами и
верными женами, которые приняли крещение и покаяние в отпущенье грехов, -
новые люди христиане, избранные Богом".
Владимир же был просвещен сам, и сыновья его, и земля его. Было же у
него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав,
Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в
Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове,
Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса
в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во
Владимире, Мстислава в Тмутаракани. И сказал Владимир: "Нехорошо, что мало
городов около Киева". И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по
Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и
от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была
война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их.
В год 6497 (989). После этого жил Владимир в христианском законе, и
задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из
Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее
иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней
корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы,
сосуды и кресты.
В год 6499 (991). Владимир заложил город Белгород, и набрал для него
людей из иных городов, и свел в него много людей, ибо любил город тот.
В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с
хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же
выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль.
И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши
перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке,
вызвал Владимира и сказал ему: "Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть
борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года;
если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". И
разошлись. Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю
со словами: "Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?". И не
сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а
у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску
своему, и пришел к князю один старый муж, и сказал ему: "Князь! Есть у меня
один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого
детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу,
так он рассердился на меня и разодрал кожу руками". Услышав об этом, князь
обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь
все. Тот отвечал: "Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, но испытайте
меня: нет ли большого и сильного быка?". И нашли быка, большого и сильного,
и приказал он разъярить быка; возложили на него раскаленное железо и пустили
быка. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с
мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: "Можешь с ним
бороться". На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Где же муж?
Вот наш готов!". Владимир повелел в ту же ночь облечься в доспехи, и сошлись
обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и
страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был
он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их
друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил
муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И кликнули наши, и
побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали.
Владимир же обрадовался и заложил город у брода того и назвал его
Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим
мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою
великою.

Категория: Повесть Временных лет | Добавил: historays (08.12.2010)
Просмотров: 2448 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Может пригодиться

Интересное
М и х а и л ф е д о р о в и ч (1613-1645)
Ю р и й - III (1320-1326)
Часы у меня еще остались
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ: СЛЕПОЙ СЛУЧАЙ ИЛИ РАЗУМНЫЙ ЗАМЫСЕЛ?
ГУБАНОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
Вооруженная борьба народа Мозамбика за свободу и независимость
Россия и Ангола: новая страница в отношениях двух стран

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2024
Сайт управляется системой uCoz