2) Местное самоуправление и автономия; управление 9) Признавая необходимость единства империи, в то же время следует оживить неизбежную централизацию и единообразие возможно широким проведением в жизнь начал местного территориального самоуправления и национальной автономии. 10) На основании естественного права (в некоторых случаях еще и "исторического”) должна быть признана для народностей России автономия, формы и пределы которой определяются по различию культурно-этических, географических, экономических и международных условий и устанавливаются в каждом отдельном случае общеимперским законодательным корпусом. 11) В современных условиях жизни автономия не может принимать у нас форм федеративного строя или унии (личной реальной). С этой точки зрения общеимперский законодательный корпус должен по существу и в деталях пересмотреть и установить отношение Великого княжества Финляндского к империи, избегая всякой насильственной русификации. 12) Для народностей, занимающих малые территории, живущих не сплошной массой и не обладающих еще широко развитой национальной культурой, автономия должна получить исключительно народный характер и сравнительно ограниченные размеры: она выразится в признании прав национального языка в государственной и общественной начальной школе (у литовцев, малороссов, белоруссов, эстов, латышей, румын); иногда – в средней школе (у армян, грузин, немцев); в низших инстанциях суда и управления: в более мелких земских единицах; наконец, в общественной жизни, в широком смысле этого слова. 13) Наиболее полную форму автономии не только национальной, но и территориальной, приближающуюся к автономии финляндской, должен получить народ польский в пределах Царства Польского, ввиду своей численности, обитания на сплошной территории, своеобразия экономического быта и, наконец, известной живучести исторической [c.33] государственной традиции. Польская автономия должна выразиться в следующих конкретных формах: а) Все преподавание в школах Царства Польского – до высших включительно – должно вестись на польском языке. б) Во всех правительственных, административных и судебных учреждениях и в органах местного самоуправления польский язык должен быть признан языком официальным, наряду с государственным, русским; последний же должен служить для сношений: аа) с органами центральными (общеимперскими) и органами подчиненного органами подчиненного управления в остальной империи и бб) органов местного управления и самоуправления с людьми, не знающими польского языка. в) Это признание прав польского языка в школе, суде, управлении и самоуправлении само собой предопределяет национально-польский характер агентов государственной и земской власти, что не требует, впрочем, регламентации законом – уже по одному тому, что национальный характер агентов власти не регламентируется законом и для остальной империи, где поляки будут служить, как было и доселе. г) Вся сплошная территория польского народа в России должна быть объединена в одну крупную земскую единицу Царства Польского, с особым сеймом и его исполнительным органом. Автономия в указанных пределах должна стать условием вступлении Царства Польского в будущее славянское федеративное государство. 14) В компетенцию местного самоуправления входит вся область вопросов хозяйственно-культурных, со включением сюда полиции безопасности и благочиния. 15) Расходование части государственного бюджета, причитающейся на местные нужды, передается органам местного самоуправления. 16) За органами местного самоуправления должно быть сохранено право самообложения, независимо от общегосударственного обложения, с предоставлением фиксации [c.34] предельного размера местного обложения общегосударственной законодательной власти. 17) В целях удовлетворения в возможно полной мере нужд населения образовывается в дополнение к существующим земским единицам тип более мелкой самоуправляющейся единицы. Тип и размер таких мелких единиц определяется органами местного самоуправления. 18) Администрация в отношении органов самоуправления наблюдает только за соблюдением закона; разрешение разногласий между ними передается администрацией судебным учреждениям. 19) Отдельным самоуправляющимся единицам предоставляется право вступать в союзы. 20) Необходима коренная реорганизация центральных и местных органов управления в смысле упрощения их, удешевления для народа и большей производительности их труда. Отсюда следует: а) упразднение паразитных должностей (генерал-губернаторов, советов при министрах и т.п.); б) введение начал возможно широкой гласности и публичности в отношениях как между учреждениями и населением, так и между начальствующими и подчиненными (учреждениями и лицами), и в) улучшение материального положения низших служащих всех ведомств. 21) Закон должен гарантировать право всех, состоящих на государственной и общественной службе, принадлежать к любой политической партии с правом принимать участие в политической деятельности и с обязанностью оставлять службу при избрании в состав законодательного корпуса.фильмы онлайн |