Песнь о потопе, погубившем первую Атлантиду (Поморское царство), воссоздавалась на основе былин о Святогоре и Пленке. А предание о следующем потопе — на основе былин о Златогорке. Сказание о Всемирном Потопе воссоздавалось также на основе сказок о Кощее Бессмертном (сюжет «смерть Кощея в яйце»), так как именно из Мирового Яйца являются воды, согласно ведической традиции. Об этом Яйце, которое «создал Дажьбог» напоминает и «Книга Веле-са» (Бус, Пров: 2). * * * А картина эсхатологической битвы, сопровождающей это бедствие, восстанавливалась по различным вариантам южнославянской песни о битве святых, которые делят мир после Потопа, а также по различным записям былины о Камском побоище, в которой несомненны следы мифа о последней битве богов Ирия и чудовищ из Пекельного царства. В былине о Камском побоище нашествие врагов сравнивается с разливом рек — и это не случайно. Подобно тому как в древнем сказании повествовалось об последней битве богов и о том, как люди погибали и окаменевали в водах Всемирного Потопа, так и в былине о Камском побоище есть рассказ о том, как богатыри погибали от наступающих, подобно весеннему половодью, полчищ врагов и окаменевали. * * * Также при воссоздании песни мною использовались духовные стихи о Потопе, у которых, без сомнения, была ведическая основа. Известно, что многие песни «калик перехожих» повторяют чуть не дословно гимны древнеиндийской «Ригведы». Это относится и к преданию о Сотворении Мира, и о Конце Света. Лучшим, классическим сборником каличьих песен является двухтомник Петра Безсонова «Калики перехояае» (М., 1861 —1863). Именно оттуда взяты великие по своей мощи слова: … и поднялись воды великие!.. Наполнялись водою дебри, разливались реки широкие, поднимались звери к вершинам. Лютость в кротость тут превратилась, страхом сильным она укротилась… и далее вплоть до слов: все тонули, всех скрыли волны… та вода! Полностью этот духовный стих можно прочесть в приложении. Он дословно дан в «Книге Коляды», которая, в сущности, и состоит из таких цитат, — мною были только соединены древние тексты, я переводил их с различных славянских языков и диалектов, возвращал древние имена там, где они были изменены. Конец Света в преданиях народов мира описывался удивительно сходным образом. Главные составляющие мирового бедствия — всепоглощающий огонь и воды Потопа. Также в этих сказаниях обычно описывается, как последовательно уничтожается мир — словно Бог одну за другой убирает декорации, установленные при сотворении: свертывает небо, стряхивает на землю звезды и т. п. Последний спектакль, разыгрываемый на Земле, включает в себя битву богов и чудовищ, добрых и злых сил, Яви и Нави. Так же видели Конец Света и древние славяне. Все подробности восстанавливаются с большой точностью. Например, былинный Святогор часто грозит повалить столб, подпирающий небо. Его угрозы в былинах остаются лишь похвальбой. Но во время Конца Света он исполняет свою угрозу. И это напоминает о том, что именно в земле Святогора-Атланта — в малоазийской Атлантиде — произошло землетрясение, открывшее Дарданеллы и вызвавшее потоп. В дальнейшем при возрождении мира упавшее небо поднимают Сварог и Лада. Почему именно они? Не только потому, что Сварог — бог неба, а Лада — его супруга. Отголоски этого мифа сохранились в греческой и индийской мифологиях. В греческих легендах Атлант единственный раз оставляет небои идет за молодильными яблоками, когда его просит об этом Геракл. Небо в отсутствие Атланта держат Геракл и Афина.
Глиняные «писанки» из Киевской земли, найденные в Швеции Ранее, видимо, небо держал Зевс. А в гимнах «Ригведы» сохранился рассказ о том, как Индра поднял небо при Сотворении Мира. У славян же, очевидно, поддерживал небо сам бог неба — Сварог и его супруга — Лада. Сварог — отец Перуна, то есть Перун (он же Индра, Зевс) должен был встать в поздних мифах на место своего отца Сварога. Причина такой взаимозаменяемости в понимании условности этих имен, в понимании Единства различных ипостасей Бога. Исполнялись песни о Великом Потопе в марте, во времяпразднования Масленицы. Разливы рек, происходящие в этовремя, служили как бы напоминанием верховного небесного бога Рода-Сварога-Перуна отом Великом Потопе. А «пасхальные» яйца напоминали оЯйце, в котором была заключена смерть Кощея. И над землей русской раздавались голоса волхвов, убеждающих верующих, что если люди будут уклоняться от исполненияобрядов, от святых волхвований, то разливы рек не прекратятсяи вновь наступит Всемирный Потоп. Важнейший философский смысл этого мифа заключается втом, что опасно побеждать Навь, поскольку за победой последует катастрофа. Эта мысль многократно повторяется в славянских мифах, это — стержень ведической философии. Гармония — вравновесии, а в победе Яви или Нави — нарушение главного закона Прави. И потому не следует разбивать Кощеево Яйцо, не следует бороться с Навью до победы, так как победа непременно обернется жесточайшим поражением. И потому окончательная победаодной религии, одной идеологии — это нарушение важнейшегозакона Прави. |