В конце 1950-х годов, когда экономики стран восточной европы начали восстанавливаться после послевоенного коллапса, повсюду заговорили о создании доступных серийных автомобилей для снижения зависимости от импорта с Запада. Результатом этих планов стал настоящий бум новых моделей 60-х годов: Москвич 408 в СССР, Вартбург и Трабант в ГДР ... и Skoda 1000 MB в Чехословакии.
Skoda 1000 MBX - образец свободомыслия и художественного дизайна в то время, когда все остальные модели из социального лагеря полностью подчинены функции
Но между ними есть видимая разница: если где-то еще производятся практичные, спартанские модели (согласно великому девизу Остапа Бендера: «Автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения»), чехи позволяют себе такую же свободу мысли, которая затем привело к Пражской весне. Его воплощением стал вариант 1000 MBX - двухдверное купе с ярко выраженными спортивными чертами, которое полностью соответствует последним модным крикам за железным занавесом (многие хитрости, примененные дизайнерами, вы можете увидеть в галерее под статьей).
Skoda 1000 MB (сокращенно от Млада Болеслав, где расположен завод) задумывалась во второй половине 50-х годов как первая по-настоящему массовая модель в истории марки. Для этого Skoda отказалась от испытанной конструкции с трубчатой рамой и решила сделать ставку на самонесущую конструкцию типа «монокок». Задача конструкторов - сделать машину легкой, не более 700 кг, и экономичной - с расходом 6-7 литров на 100 км.
1000 МВ также довольно хорошо продается на некоторых западных рынках, например в Великобритании. Цель более престижной версии MBX - повысить репутацию бренда.
Последние два требования практически исключают вариант с передним двигателем и задним приводом, не говоря уже о том, что это значительно удорожает производство. Было решено, что новая модель будет иметь задний двигатель и задний привод - современная схема того времени, использовавшаяся такими моделями, как VW Beetle, NSU Prinz, Renault Dauphine, Fiat 500, Simca 1000 и даже Chevrolet Corvair. Адекватная конструкция и красивый дизайн действительно позволяют Skoda увеличивать экспорт до 55 000 автомобилей в год - абсолютный рекорд в истории марки. Большая часть экспорта идет на западные рынки, такие как Великобритания, где 1000 МБ стоит 579 фунтов стерлингов - дешевле, чем Ford Cortina 1200 (592 фунта стерлингов) или Hillman Minx Deluxe аналогичной конструкции (636 фунтов стерлингов).
Но руководители компаний знают, что им также нужна более престижная модель, чтобы заявить о себе на зарубежных рынках. Раньше они делали двухдверные кабриолеты на основе своих серийных моделей, но с MB с его самонесущей конструкцией это потребовало бы значительных изменений конструкции и сделало бы автомобиль намного дороже.
Вот почему чехов устраивает двухдверное купе с жесткой крышей и панорамное заднее стекло, которое в то время было таким современным. Так родилась Skoda 1000 MBX.
Двигатель - литровый, с максимальной мощностью 52 л.с. при 4200 об / мин, со степенью сжатия 9,0 и парой карбюраторов Jikov. Коробка передач механическая, с 4-мя передачами. В 1967 году появилась версия 1100 MBX, теперь с рабочим объемом 1,1 литра. У него не два, а всего один карбюратор, что значительно упрощает регулировку. Степень сжатия снижена до 8,5, а крутящий момент достигает 81 Нм.
Новая модель дебютировала на Женевском автосалоне в 1966 году и вызвала завидный интерес. Изначально он приводится в действие литровым бензиновым двигателем с 4 цилиндрами и максимальной мощностью 52 лошадиных силы. При общем весе всего 815 кг это немалое количество. У Москвича-408 на две лошади меньше, а максимальная скорость ниже (120 км / ч против 127 км / ч у Skoda).
Позже появился вариант 1100 MBX с двигателем 1,1 л. Обе версии собираются вручную в отдельном цехе в Млада-Болеславе, и их производство - довольно медленный процесс.
Еще одно существенное преимущество этой машины - плавность хода. Полностью независимая рессорная подвеска и большие колеса с высокопрофильными шинами хорошо поглощают все неровности дороги. По ощущениям машина гораздо более высокого класса.
Хотя косвенно серия MBX является жертвой той же Пражской весны, о которой уже упоминалось. Весной следующего, 1969 года, реформатора Александра Дубчека официально сняли с должности и заменил Густав Хусак. А свободное мышление, в том числе в автомобильном секторе, больше не поощряется. На смену 1000 МБ приходит Skoda 100/110 нового поколения - довольно похожая по конструкции, но гораздо более сдержанная и утилитарная по дизайну.
В последующие десятилетия было несколько спорадических попыток выпустить более «шикарный» автомобиль, но ни одна из них не имела шарма или успеха MBX. Всего было произведено 2517 единиц этого очаровательного автомобиля - 1403 от варианта 1000 MBX и еще 1114 единиц от 1100 MBX. Это самая редкая из серийных автомобилей Skoda после войны, и сегодня коллекционеры готовы платить значительные суммы за хорошо сохранившиеся экземпляры. Недавно было продано 1100 MBX за 54 000 евро.
Дверной коробки нет, а средняя колонка опускается вместе с задним стеклом. Передние и задние треугольные окна открываются специальной ручкой - ощущения близки к кабриолету. |