История географии подчас может быть интересна не только специалистам данной области, но и обычным путешественникам. Например, отправляясь в речные круизы, вы, возможно, даже не задумываетесь, об истории освоения этих мощных водных артерий, а она насчитывает уже множество веков.
Одними из первых историков, писавших о европейских реках, были арабы.
В IX в. в арабской географии появились дорожники. В них подробно описывались торговые и почтовые связи внутри Халифата; далекие, но давно известные пути из Багдада через Среднюю Азию в Китай и Индию; а также упоминались дороги в мало известные области, такие, как Восточная Европа.
Первым сохранившимся сочинением этого жанра явилась «Книга путей и государств» Ибн Хордадбеха, начальника почтового ведомства в Табаристане, знавшего многое о почтовых и торговых дорогах, которые связывали земли Халифата с дальними странами. Сохранился неполный вариант его труда, редакция которого относится к 40-м или 80-м гг. IX в. По дошедшим материалам можно судить, что автор не был связан с кругом теоретиков типа ал-Хорезми, хотя писал и о форме Земли, и о ее делении на обитаемую и непригодную для жизни части, и о семи климатах в обитаемой четверти, и о великом море, покрывающем всю необитаемую часть Земли, ссылаясь на Птолемея. Он имел ясное представление об Атлантике, называя ее морем ал-Гарбий (т. е. Запада), Средиземном — море ар-Рума (т. е. Византии) или море аш-Шама (т. е. Сирии), о Пропонтиде — Бунтусе («Понте») и о Черном море — море ал-Хазар. Этим названием для Черного моря он пользовался при описании византийских фем— Македонии, Фракии и других, получив сведения от бывшего византийского пленника Муслима ал-Джарми.
В книге Ибн Хордадбеха упоминается Западное море, острова счастливых и город Туле. Острова Счастливых — это Канарские острова в Атлантике. Представление же о крайнем обитаемом острове Туле на севере пришло к арабам из античной традиции; упоминание города Туле Ибн Хордадбехом, кажется, имеет ту же основу, поскольку описывается в целом Атлантика. В то же время некоторые ученые полагают, что «морем позади славян» названа Балтика.
Упоминая известные ему водные массивы, Ибн Хордадбех рассказывал и о морских торговых маршрутах. Так, в его книге находится ставший хрестоматийным текст о торговых дорогах еврейских купцов ар-разанийа и торговцев-русов.
Итак, пути еврейских купцов проходили от Африки, Испании и Франции через Суэц и Красное море или Антиохию на Евфрате до Индии и Дальнего Востока. Заходили они и в восточноевропейские земли: «позади Румийи» или, по другой рукописи, — «позади Арминии» в страну славян, затем в Хамлидж, т. е. город в Нижнем Поволжье, далее по Каспию, затем в Балх и Мавераннахр и через земли токузогузов в Китай. Путь в страну славян очерчен, как видно, весьма приблизительно; нельзя даже с уверенностью утверждать, мимо Византии, Италии или Армении он шел: Румийа в тексте Ибн Хордадбеха означает в одних случаях Италию или Рим, в других— византийцев; впрочем, то же слово обозначает еще и Римскую империю, а также является просто прилагательным от слова Рум, т. е. означает «византийский».
Нумизматические данные подтверждают существование пути в Восточную Европу на Дон и Северский Донец в конце VIII — первой трети IX века.
С другой стороны, можно рассматривать информацию Ибн Хордадбеха как указание на трансевропейский широтный путь от Пиренейского полуострова, через Венецию и Австрийские Альпы или через южнонемецкие земли в Баварскую восточную марку, Прагу, Краков, Киев в Хазарию.
Стоит заметить, что Ибн Хордадбех имел более ясное, хотя и не вполне отчетливое, представление о тех же торговых маршрутах Восточной Европы, что и знаменитый арабский географ ал-Хорезми. Однако над ними не довлела теория, которой следовал последний, поэтому информация их выглядит более «живой», приближенной к реальности, хотя географические воззрения также не слишком близки к действительности.
Конечно, древняя география полна загадок и недосказанностей, но в этом и ее притягательный интерес. В следующий раз, когда вы, например, отправитесь в круиз по Рейну http://888travel.ru/kruisy-po-evrope/kruizy-po-reynu и будете смотреть с борта круизного лайнера на проплывающие мимо прекрасные замки и уютные городки, подумайте о том, что возможно, во многом благодаря именно этим древним картографам и географам, мы видим современную Европу такой, какая она есть. |