Вопросы, связанные с готовностью малыша к регулярным учебным занятиям в общеобразовательном учебном заведении, следует адресовать разным специалистам.
В компетенции медиков, педагогов и психологов вынесение важного вердикта.
С какого жизненного этапа малютки следует начинать его подготовку к школе?
Каким арсеналом методик необходимо вооружиться заботливым родителям?
Человеку все время приходится приобретать знания и умения в различных областях.
Процесс обучения идет по спирали: от общего к частному и обратно.
Уже в начале жизни малыш эволюционными темпами учится архиважным навыкам (держать ложку, ходить, произносить звуки).
Следовательно, подготовка к школе может стартовать с первых месяцев по всем направлениям.
Физиологическое направление
Полноценное здоровье обеспечивает ребенку способность адекватно воспринимать, оценивать и запоминать поступающую информацию.
- Соблюдение режима кормлений, сна, активного бодрствования приучает к будущей организованности.
- Укрепление иммунитета путем массажа, прогулок на свежем воздухе, сбалансированного и витаминизированного питания.
- Выполнение физических упражнений со спортивными снарядами (мячом, скакалкой, на «шведской стенке») развивает и укрепляет мышечную ткань.
Педагогическое направление
Навыки счета начинают появляться у малыша при ненавязчивом подсчете вместе с взрослыми вкусных конфет или сочных яблок. Веселые буквы алфавита, образно кружа вокруг него, образуют в загадочном танце слова. Нужно только всем методично их повторять.
Можно использовать следующие виды развивающих занятий для детей:
- Пение колыбельных и детских песен; рассказывание, чтение сказок и стихотворений, считалок, скороговорок.
- Рисование и раскрашивание (мелом, карандашами, красками).
- Занятия, развивающие моторику пальчиков ребенка, при этом используются глина, пластилин, тесто, с осторожностью - мелкие предметы.
Психологическое направление
Для подготовки малыша к будущему статусу школьника хорошо подходят социальные игры («школа», «магазин», «дочки-матери»). Ребенок должен уметь:
- спокойно находиться определенное время (количество растет по возрастающей) в коллективе сверстников, самостоятельно устанавливать с ними контакты;
- сравнивать явления (погоду в разные времена года), одушевленные и неодушевленные предметы (по цвету, форме, структуре), обнаруживать между ними связь;
- управлять волевыми усилиями в игровой ситуации (придерживаться установленных правил: не заходить за черту, не брать руками мяч).
Причинами нежелания малыша заниматься подготовкой к школе, его неусидчивости или лени могут служить непонимание родителями мотивов поведения дошкольников, завышенные требования взрослых.
Если малыш увлечен интересной игрой во дворе, то нет острой нужды прерывать его раздраженными и нетерпеливыми репликами.
И, наоборот, его усталость, негативные реакции любящие родители в силах вовремя заметить, и умело перенести в другую плоскость. |