Прежде всего следует разделить свидетельства об Атлантиде античных авторов, ссылавшихся на Платона, и свидетельства, эпиравшиеся на независимые от Платона источники. Такое разделение может многое уточнить. Например, Платон считает Атланта сыном Посейдона, а не титаном, божеством более древним, чем сам Посейдон. Но такое толкование мы встречаем только у Платона. Другие античные авторы не делают различий между Атлантом, царем Атлантиды — титаном Атлантом.
Понятна и причина, заставившая Платона изменить генеалогию Атланта: для Платона Атлант прежде всего царь (к тому же его прямой предок), а царь может быть сыном бога, подобно другим царям, но не может быть сам богом-титаном. Согласно же толкованиям других древних авторов, например Эвгемера, боги и титаны — это древние цари, жизнь и деятельность которых искажена мифами. Кроме легенд об Атланте, о саде Гесперид существовала и легенда о гибели страны атлантов. Подробно ее излагает историк I века до н. э. Диодор Сицилийский. Причем он опирается не на рассказ Платона, а на предание, которое он слышал от жителей острова Самофракия в Эгейском море. Его рассказ, значительно отличающийся от рассказа Платона, более правдоподобен. Он сохранился не в художественном произведении, а в историческом труде, позволяющем рационалистически объяснять миф, но не произвольным образом его перетолковать. К свидетельству Диодора мы вскоре вернемся. |