Итак, если Джеллико желал наивыгоднейшим образом использовать превосходство своей артиллерии и не дать противнику воспользоваться преимуществом торпедного вооружения, он должен был произвести развертывание своих сил на расстоянии свыше 75 кабельтов от неприятельского линейного флота. Чтобы иметь возможность это сделать, ему необходимо было быть своевременно и точно осведомленным о положении и курсе противника. К несчастью, именно этими сведениями главнокомандующий не располагал. Как известно, корабль, который войдет в видимое соприкосновение с противником, не будучи сам видим для флагманского корабля своего флота, обязан при донесении о положении противника указывать также и свое географическое место (широту и долготу); точность, с которой главнокомандующий сможет затем определить соответствующий пеленг и дистанцию противника от него, будет зависеть от точности данных о географическом положении как своего корабля, так и корабля, сделавшего донесение. Нельзя требовать от каждого корабля, чтобы он совершенно точно определил свое географическое положение в пасмурную пагоду, обычно преобладающую в Северном море, и в особенности при постоянных переменах курса и скорости хода ввиду возможной встречи с противником. Небольшие ошибки в том или ином направлении обычно взаимоуничтожаются при наличии нескольких донесений. Отсюда проистекает необходимость получения постоянных и надежных сведений. Первое определенное донесение о присутствии линейного флота противника, которое получил Джеллико, исходило от «Саутгемптона» в 16 ч. 38 мин., а именно: «Заметил линейный флот противника по пеленгу приблизительно SO. Курс противника N. Мое место 56°34'N 16°20'Ost (16 ч. 38 мин.)». Однако еще до того на «Айрон Дюк» поступило несколько донесений о местонахождении неприятельских линейных крейсеров. Но вследствие ошибок отдельных кораблей, возможных при сигнализации или расшифровании и неизбежных при прокладке по счислению, положение противника по отношению к «Айрон Дюк» являлось, по меньшей мере, гадательным. За промежуток времени между моментом, когда был замечен линейный флот, и моментом, когда между нашим авангардом и нашим линейным флотом была установлена видимая связь, Джеллико получил четыре донесения от «Саутгемптона», одно донесение от «Чемпиона», причем, несомненно, с неверными данными, и одно донесение от «Лайона», отправленное в 16 ч. 45 мин. Это донесение с «Лайона» было, к несчастью, искажено при передаче. Первоначальный текст гласил: «Обнаружил линейный флот противника по пеленгу SO», но вследствие того, что радиоустановка на «Лайоне» была снесена снарядом, донесение пришлось передавать через линейный крейсер «Принцесс Роял», отчего произошла некоторая задержка. Когда же через 20 минут оно дошло до Джеллико, то содержание его было следующее: «От 26 до 30 линейных кораблей, вероятно, противника, видны по пеленгу SSO курс SO». В течение всего часа, предшествовавшего моменту установления визуальной связи, т. е. в тот период времени, когда Джеллико было особенно важно получить точные сведения о противнике, ни от одного корабля авангарда, за исключением «Саутгемптон», им не было получено ни одного донесения. Причиной этому послужила отчасти потеря линейными крейсерами контакта с линейным флотом противника во время их «бега на север». Но 5-я эскадра линейных кораблей все еще продолжала находиться с ним в соприкосновении. Действительно, из этих кораблей два были заняты артиллерийской дуэлью с германскими головными линейными кораблями, и регулярные донесения, казалось бы, могли поступать от них. Фактически никаких сведений из этого источника не поступало. Только один «Саутгемптон» имел, по-видимому правильное представление о том значении, какое имеет непрерывное осведомление. Не удивительно поэтому, что в этих условиях Джеллико не был уверен, в каком именно направлении появится противник. В своем отчете он пишет: «При встрече стало очевидным, что счисление эскадр линейных крейсеров разошлось со счислением на „Айрон Дюк" на 12 миль к Ost. Вследствие этого противник появился сперва на правом крамболе, вместо того, чтобы быть прямо по носу, и на 20 минут раньше, чем это предполагалось…» В действительности же счисления «Айрон Дюк» и «Лайон» разошлись при их встрече приблизительно на 10 миль. «Айрон Дюк» оказался на 4 мили больше к SO, чем он предполагал, а «Лайон» – около 6 миль западнее. Однако Джеллико не мог вывести никаких заключений на основании одного только донесения по радио, полученного от «Лайон», после того как линейный флот противника был замечен. Что же касается донесений от «Саутгемптона», то в 16 ч. 38 мин. он указал свое место на 13 миль восточнее, чем это было в действительности, а в 16 ч. 45 мин. и в 16 ч. 48 мин. – на 6 и 9 миль соответственно. Если бы эти ошибки были сделаны в прокладке по счислению, то они должны были бы быть почти постоянными. Поэтому надо считать более вероятным, что они были вызваны также другими уже указанными выше причинами. Джеллико продолжает: «Ввиду неизвестности местонахождения линейного флота противника построить головные корабли идущих колонн по какому-нибудь иному пеленгу не представлялось возможным. Вследствие этого развертывание было произведено при несколько неблагоприятных условиях, так как определить правильное направление для развертывания, когда линейные флоты уже почти вошли в соприкосновение, было чрезвычайно трудно». Таким образом, мы видим, что хотя флоты противников быстро сближались и, не будучи еще в видимости друг у друга, подходили уже на дистанцию орудийного выстрела, Джеллико, тем не менее, не имеет необходимых ему для производства развертывания сведений. С одной стороны, если бы он произвел развертывание, имея столь скудные сведения, он мог бы дать этим большое преимущество противнику, с другой стороны, продолжая ожидать дополнительных сведений, он мог оказаться в пределах действия артиллерии и торпед противника, прежде чем его флот успел бы развернуться. Стараясь добиться каких-либо верных сведений о том, где находится противник, Джеллико в 18 ч. 01 мин. запросил Битти посредством визуальных сигналов: «Где находится линейный флот противника?» Подождав несколько минут и не получив ответа, он снова повторил сигнал в 18 ч. 10 мин. и в 18 ч. 14 мин. получил ответ: «Заметил линейный флот противника по пеленгу SSW». |