Впрочем, имеется и иное толкование тех событий. Согласно ведической традиции, иудеи просочились на землю Палестины и смешались с хиберами («благими ариями») и «народами моря», которые покорили эту землю незадолго до этого. Сам же Моисей был не египтянином, а одним из вождей ариев-хиберов (соответственно его имя переводится как «мудрый»), а потом предания хиберов и иудеев соединились. И в образе Моисея слились предания о некоем неизвестном вожде иудеев (Аврааме?) и вожде хиберов, известном также Ведам, где он именуется родовичем Мосем. Потоп, вызванный цунами после извержения Санторина, какполагают, нашел также отзвук и в греческих мифах. В частности, вмифе о Девкалионе и Пирре и, возможно, в легенде об Атлантиде. Волна от Санторина пробежала более 100 километров и достигла Крита — острова, на котором в то время расцветала Ми-нойская культура (эту цивилизацию многие ученые связывают сцивилизацией атлантов). Были потоплены корабли — слава и силаКносса (столицы Крита), разрушены здания и храмы. Потом пепел, покрывший поля Крита метровым слоем, довершил начатое. Ослабленный Крит не смог противостоять вторжению ахейцев и был завоеван. Согласно мифу о Девкалионе и Пирре, в Потопе погиблилюди «медного века», которые понесли кару за человеческиежертвоприношения. Но относится ли этот миф к Криту? Варварские обычаи во времена «золотого века» Крита уже изживались. Впрочем, легенда о Минотавре, которому приносили в жертву иноземцев, свидетельствует, что иногда и на Крите отступали от правил. Во время стихийных бедствий жрецы старались умилостивить богов человеческими жертвами. При раскопках храма, разрушившегося во время извержения, нашли останки жреца и жертвы на жертвенном столе. Катастрофа застигла их во время жертвоприношения. В Греции искоренение человеческих жертвоприношений связывали с именем Геракла. В Азии — с именем Авраама. Аврааму явился ангел, запретивший приносить в жертву Исаака — его первенца. Возможно, библейский ангел Гавриил, один из сыновей Бога, отменивший принесение в жертву людей, является тем же, что и Геракл: оба они — сыновья богов, запрещавшие человеческие жертвоприношения. Однако многое заставляет думать, что первичный иудейский миф имел иную концовку. К этому же выводу приводят и археологические данные (найденные в одной из пещер Палестины кувшины с останками первенцев), подтверждающие, что обряд человеческого жертвоприношения, особенно жертвоприношения первенцев, был распространен в Передней Азии. Есть об этом упоминания и в Библии: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они» (Исх.13, 2). Потом под освящением стало пониматься непринесение в жертву, аисполнение определенного обряда. Итак, все реалии легенд о потопах в Греции и Палестине сходны. Икатастрофа Санторина всамом деле запечатлеласьв мифах Средиземноморья, но была ли онаидентична катастрофе,погубившей Атлантиду?
Вверху: образ Атлантиды, согласно рассказу Платона. Внизу: укрепления Микен, столицы Крита. II тыс. до н. э. Предположение обидентичности Атлантидыи Крита — одно из многих. Подтверждением егосчитается тот факт, что Платон, описывая столицу Атлантиды, дворец иирригационные сооружения, имел в виду сооружения Крита, как, впрочем, и других мест. Но этоговорит лишь о том, каксоздавался образ Атлантиды в рассказе Платона. Но Крит не погрузился в море, он лишь пережил кратковременное затопление. Подобные катастрофы нередко случались и в других районах Средиземноморья. Наконец, мифологический портрет Крита вполне определен. Он не похож на портрет Атлантиды. Жители Крита не считали своим родоначальником Атланта. В мифах также рассказано о путешествиях, совершаемых от земли Атланта к Криту. К тому же государство атлантов находилось где-то на окраине известного мира, а не в самом его центре. Атлантида не идентична и погибшему острову Фера на месте вулкана Санторин. Это предположение опровергается результатами исследования мифа об аргонавтах. Согласно мифу, аргонавты вначале побывали в земле Атланта, потом — на Крите, и только после этого герой Эвфем уронил в море комок волшебной земли, что привело к образованию острова Фера. Мы приходим к выводу, что Атлантиду греки помещали далеко от Крита и Санторина. Где же находилась Атлантида? Конечно, в Атлантическом океане. Но не только. |