Каждый автолюбитель, будь она даже самым начинающим водителем, понимает, что основные расходы, связанные с автомобилем, идут на топливо. И чем больше вы ездите, чем большее расстояние покрываете, тем важнее вам знать, какой расход топлива происходит в вашей машине. Узнать это можно разными способами, но самым востребованным из них является датчик уровня топлива (более удобна его аббревиатура – ДУТ). Пользуясь им, вы можете узнать как сам расход топлива, так и некоторые другие параметры – к примеру, данные о заправке или сливе топлива.
В датчиках уровня топлива, имеющихся сейчас на рынке систем мониторинга транспорта, используются 3 вида сигнала: цифровой, аналоговый и частотный. Однако стоит заметить, что частотный сигнал встретить можно не так часто, как первые два – по результатам исследования, ДУТы с частотным сигналом занимают лишь 11% всего рынка, тогда как цифровые и аналоговые датчики – 45 и 44 процента соответственно. Несмотря на довольно гармоничную пропорцию, результаты сопоставления с исследованиями предыдущих лет показывают, что уровень продаж аналоговых ДУТов идёт на спад, в то время как доля цифровых датчиков растёт всё больше и больше. Чтобы лучше понимать, о чём идёт речь, нужно объяснить строение датчика уровня топлива и принцип его работы. При работе ДУТ преобразует полученные результаты измерения уровня топлива в определённый сигнал, а затем передаёт его внешнему устройству. Помимо этого, датчики могут измерять температуру, ускорение, а также проводить первичный анализ так называемых «сырых» данных об уровне топлива, чтобы затем преобразовать их в данные объёма. Но не все ДУТы обладают подобными функциями, поэтому подробнее стоит остановиться только на самой основной, заложенной в название датчика функции измерении уровня топлива. Что касается «начинки» датчика, то чаще всего в нее входит микропроцессор, который и обрабатывает первичные данные. Важно заметить то, что как обработка, так и выдача данных в любом случае, вне зависимости от сигнала, происходит в цифровом формате! То есть если ДУТ использует аналоговый сигнал, то ему приходится сначала преобразовать полученные данные из цифровых в аналоговые, а затем, когда они будут переданы в регистратор, оцифровывать их снова. Подобный процесс и обуславливает растущую популярность цифровых датчиков, потому что при увеличении количества процессов по оцифровке данных теряется точность информации, а также происходит утрата помехозащищённости. Аналоговые ДУТы кодируют полученную информацию в значения некой физической величины; чаще всего используются величины напряжения или тока.Промежуточные между 0 и 10 вольт значения означают количество топлива не так точно, как мог бы это сделать цифровой ДУТ, однако аналоговый датчик сколь прост, столь и универсален. Но в то же время специалисты сходятся на том, что его достоинства не перекрывают недостатки, а всё дело в погрешности, о которой мы сейчас и поговорим.
Самое главное – это то, что итоговая погрешность состоит из погрешностей каждого из измерителей и преобразователей, которые входят в состав датчика и участвуют в измерении уровня топлива. В ДУТе с аналоговым сигналом используется как минимум 2 измерителя: первый датчик измеряет значение уровня топлива в миллиметрах, второй же преобразовывает полученные данные в аналоговый сигнал, информация с которого затем передаётся в приёмник. |