Через несколько лет после заключения мира с персами, в самые первые годы власти Перикла в афинском театре была поставлена трагедия драматурга Софокла «Антигона».
В греческих трагедиях разговоры чередовались с песнями хора — об этом мы еще расскажем. Первая песнь хора из «Антигоны» запомнилась человечеству на много веков — это самый громкий гимн силе человека во всей греческой поэзии.
В нем еще свежо впечатление от победоносной войны. Но дочитайте его до конца, он кончается напоминанием — даже в этом величии выше всего мера, выше всего закон: кто его преступит, тот опасен и себе, и другим.
В своем взгляде на мир и человека греки всегда оставались верны себе. Строфа 1 Много в природе дивных сил, Но сильней человека — нет.
Он под вьюги мятежный вой Смело за море держит путь. Кругом вздымаются волны — Под ними струг плывет.
Почтенную в богинях, Землю, Вечно обильную мать, утомляет он: Из году в год в бороздах его пажити, По ним плуг мул усердный тянет. Антистрофа 1 И беззаботных стаи птиц, И породы зверей лесных, И подводное племя рыб Власти он подчинил своей: На всех искусные сети Плетет разумный муж. Свирепый зверь пустыни дикой Силе его покорился, и пойманный Конь густогривый ярму повинуется, И царь гор, тур неукротимый.
Строфа 2 И речь, и воздушную мысль, И жизни общественной дух Себе он привил; он нашел охрану От лютых стуж — ярый огнь, От стрел дождя — прочный кров. Благодолен!
Бездолен не будет он в грозе Грядущих зол; Смерть одна Неотвратна, как и встарь, Недугов же томящих бич Теперь уж не страшен. Антистрофа 2 Кто в мудрость искусство возвел Превыше бессильных надежд, Тот путь проторил и к добру и к худу. Кто Клятву чтит, Правды дочь, Закон страны, власть богов, — Благороден!
Безроден в кругу сограждан тот, Кого лихой Кривды путь В сердце дерзостном пленил: Ни в доме гость, ни в вече друг Он мне да не будет! Маленькое примечание. Может быть, некоторые удивятся этим стихам: ни рифмы, ни ритма, все равно как в прозе. Это не совсем так. Рифмы, правда, здесь нет: рифму изобрели только в средние века. А ритм есть, только он сложнее, чем в стихах, к которым мы привыкли.
Сравните первую строчку строфы с первой строчкой антистрофы, вторую со второй и так далее: и число слогов, и расположение ударений всюду будет одно и то же. Строфу и антистрофу можно было петь на один мотив, и это был мотив торжественной пляски.
Хор мерными движениями шагал в сторону и в лад шагам пел строфу, а потом теми же движениями возвращался назад и пел антистрофу; потом, уже по-новому, двигался в другую сторону и обратно и пел другую строфу с антистрофой. Стихи, музыка и пляска были едины.
|