В древнейший период своего существования (конец 1 - начало II в.н.э.) христианские общины вызывали подозрение и неприяз- ненное отношение со стороны императоров и римской провинциаль- ной администрации. В период правления Траяна был издан специаль- ный императорский эдикт, запрещавший тайные сборища и общества. Кроме того, от жителей Италии и провинций требовали официаль- ного участия в почитании <гения> императора (выражавшегося иногда в символическом, а иногда и в реальном жертвоприношении перед статуей правящего императора) и в жертвенном пире. От почитания <гения> императора были освобождены только иудеи, что было их особой привилегией, остальные же подданные Римской им- перии должны были, в качестве доказательства своей политической лойяльности, принимать участие в культе гениев императоров и их обожествленных предшественников. Члены сектантских общин отказывались от почитания статуй им- ператоров и участия в жертвенных пирах. Кроме того, привлекая в свои общины рабов и беднейших свободных, они вызывали недо- вольство как рабовладельцев, так и римской администрации. Сек- тантские собрания, происходившие по ночам и на рассвете, окутан- ные дымкой некоторой таинственности, еще более усиливали атмо- сферу недоброжелательства. Подозрения по отношению к членам христианских общин всяче- ски усиливались и подогревались жрецами местных храмов, торгов- цами жертвенными животными, ремесленниками, обслуживавшими местные культы, изготовлявшими изображения божества и другие <священные> предметы. Про собрания христианских общин рассказывали, что на них при непристойных обрядах почитается божество с ослиной головой, что члены общин позволяют себе самые аморальные действия. Вызывающее поведение отдельных представителей христианских общин по отношению к верованиям и культу большинства населе- -я иногда приводило к расправам над отдельными христианами. Недоброжелательство выливалось в доносы на христиан, о чем прямо пишет Плиний Младший в письме на имя императора Траяна. Однако Траян предложил не производить специальных розысков христиан, ограничиваться наказанием лиц, открыто упорствующих в своем <суеверии>. По мере роста и распространения христианских общин в запад- ных провинциях Римской империи (Галлия, Испания, Африка), уве- личивалось и количество расправ с отдельными членами христиан- ских общин. Особенно подозрительно стали относиться представи- тели императорской администрации к тайным и полусекретным общинам и собраниям после второго и третьего иудейских восстаний. Подобное положение вызвало стремление среди наиболее образо- ванных членов христианских общин объяснить сущность христиан- ских религиозных верований и отмежеваться от иудейских повстан- цев в глазах римской власти. В середине II в.н. э. императору Ан- тонину Пию были адресованы два произведения христианских публицистов - Аристида и преподавателя философии Юстина, в ко- торых авторы стремились убедить императора в клеветническом ха- рактере обвинений, возводимых на христиан их идеологическими конкурентами и соперниками. Подобные защитные произведения - <Апологии> - появлялись и в более позднее время. В конце II в. н.э. опубликовал ряд полемических произведений пресвитер кар- фагенской общины Тертуллиан, в начале III в.н.э.- епископ той же общины Киприан. В произведениях Тертуллиана и Киприана содержались нетолько апологетическая защита основных положений христианской религи- озной догмы, но и высказывания по спорным вопросам, которые все более и более обострялись при трактовке верований и решении проб- лем организации увеличивавшихся количественно и изменявшихся по своему социальному составу самих христианских общин. Так, в сочинениях Киприана решительно отстаивалось право единоличного руководства епископами христианских общин и право епископов да- вать директивные указания по спорным вопросам трактовки христи- анской догматики. Одним из наиболее авторитетных христианских писателей - <апологетов> был пресвитер александрийской общины Ориген (ок. 185-254 гг.н. э.). Он выступил с полемическим произведением <Против Цельза>-одного из критиков христианских религиозных ве- рований. Ориген стремился доказать, что ряд христианских положе- ний можно примирить с философскими взглядами Платона и Ари- стотеля. Позднейшая христианская церковная традиция связывает начало преследований> христиан правителями империи с правлением Неро- на, когда будто бы христиане были обвинены и казнены в большом количестве по обвинению в поджоге города Рима в 64 г.н.э. Сле- дующее гонение будто бы было организовано императором Доми- цианом. Однако аналитическое изучение источников советскими и" следователями привело их к заключению, что сознательно организо- ванных <гонений> (преследований) 'христиан за их религиозные верования правительство Римской империи не проводило до сере- дины III в.н. э. Имели место лишь расправы с отдельными лицами или группами лиц христианского вероисповедания, являвшиеся ре- зультатами самосудов, частных доносов и вызывающего поведения самих христиан. Только в период кризиса в середине III в.н. э., в связи с крайним обострением социально-политической обстановки как внутри Римской империи, так и на ее границах, император Де- ций (249-251 гг.н. э.) в 250 г. потребовал поголовной присяги, которая выражалась в участии в императорском культе. Всем, при- несшим установленные жертвоприношения перед статуями импера- тора, выдавались особые свидетельства. Лица, отказавшиеся воску- рить фимиам и принести жертву перед статуей императора, рассмат- ривались как враги Империи и подвергались наказаниям. Многие из членов христианских общин были брошены тогда в тюрьмы, дру- гие казнены. В числе пострадавших во время <гонения> Деция был и Ориген, брошенный в тюрьму. Однако с гибелью Деция преследования были прекращены. Но несколько лет спустя, в 257 г., новый император Валериан, нуждавшийся в средствах и стремившийся конфискациями попол- нить обедневшую императорскую казну, вновь установил обязатель- ность участия всего населения империи в императорском культе. В эдикте, опубликованном по этому поводу, прямо назывались хри- стианские общины, как организации, враждебные римскому государ- ству. На этот раз <гонение> приобрело более широкие размеры и ,было более жестоко. Ряд христианских общин был разгромлен, их имущество конфисковано, а многие из их членов, в первую очередь члены клира (пресвитеры, диаконы, епископы), подверглись заклю- чению в тюрьмы, пыткам и казням. В числе казненных был и глава карфагенской общины - Киприан. В 260 г.н. э. Валериан попал в плен к персам, а его сын Гал- лиен был вынужден вести постоянную борьбу с различными претен- дентами на императорский престол. Занятый этой борьбой, Галлиен фактически прекратил какое-либо преследование христиан. Таким образом, начиная с 260 г. до начала IV в. христианские общины были предоставлены самим себе, что не могло не сказаться на их развитии. Гонения не ослабили христианские общины, напротив, они уси- лили религиозный фанатизм; более того - некоторые из свидетелей казни <мучеников> под впечатлением их стойкости вступали в ряды христианских общин. Память погибших почиталась остальными чле- нами общины, которые начали собираться на молитвенные собрания у их захоронений, чтить их надгробия, изображать их наряду с дру- гими почитаемыми христианскими лицами. Так, со второй полови- ны III в. постепенно стал оформляться культ мучеников, который позднее превратился в культ одной из категорий <святых>. К послед- ней четверти III в.н. э. христианство получило в Римской империи самое широкое распространение. Если в предшествующее время основная масса верующих христиан состояла, по словам критика христианской религии Цельза, <из - малолетних, низкородных, не- культурных, рабов>, а также из <... щерстобитников, сапожников, валяльщиков и других грубиянов...>, то к концу III столетия в хри- стианство начали переходить воины, состоятельные горожане и даже некоторые из представителей аристократии, особенно женщины. Какие же причины способствовали успеху христианской пропо- веди? В противоположность другим древним культам, христианство не знало племенных или сословных ограничений. По выражению одного из посланий Павла, <... для бога несть эллина и иудея, ни свобод- ного, ни раба, но все и во всем Христос...>. Христианство в своем первоначальном виде до крайности упро- стило религиозные обряды и формы культа. Христиане решительно отказались от страшных обрядов кровавых жертвоприношений, за^ являя, что мифический основатель религии - Христос,- добровольно обрекший себя на жестокие страдания и смерть, тем самым раз и навсегда избавил своих последователей от необходимости кровавых жертв. Христианство обещало верующим бессмертие - вечную жизнь в загробном мире и, в то же время, вечное наказание всем злым и обидчикам. При этом христианские проповедники вкладывали в уста Христа положение, что после смерти - <...последние да будут первыми!> и что Христос призывал-<...Придите ко мне, все страж- дущие и обремененные..!>. Подобные положения не выдвигали сторонники ни одного из конкурировавших с христианством восточных культов, а тем более жрецы культа императоров. В условиях обострявшегося кризиса об- щественно-политического строя Римской империи, бесконечных войн и усобиц христианство становилось моральным прибежищем все бо- лее и более широких общественных слоев. Как отмечал Ф. Энгельс, <Отрицая ... все национальные религии и общую им всем обряд- ность и обращаясь ко всем народам без различия, христианство само становится первой возможной мировой религией...> '.
|