В древнейший период своего существования (конец 1 - начало
II в.н.э.) христианские общины вызывали подозрение и неприяз-
ненное отношение со стороны императоров и римской провинциаль-
ной администрации. В период правления Траяна был издан специаль-
ный императорский эдикт, запрещавший тайные сборища и общества.
Кроме того, от жителей Италии и провинций требовали официаль-
ного участия в почитании <гения> императора (выражавшегося
иногда в символическом, а иногда и в реальном жертвоприношении
перед статуей правящего императора) и в жертвенном пире. От
почитания <гения> императора были освобождены только иудеи, что
было их особой привилегией, остальные же подданные Римской им-
перии должны были, в качестве доказательства своей политической
лойяльности, принимать участие в культе гениев императоров и их
обожествленных предшественников.
Члены сектантских общин отказывались от почитания статуй им-
ператоров и участия в жертвенных пирах. Кроме того, привлекая
в свои общины рабов и беднейших свободных, они вызывали недо-
вольство как рабовладельцев, так и римской администрации. Сек-
тантские собрания, происходившие по ночам и на рассвете, окутан-
ные дымкой некоторой таинственности, еще более усиливали атмо-
сферу недоброжелательства.
Подозрения по отношению к членам христианских общин всяче-
ски усиливались и подогревались жрецами местных храмов, торгов-
цами жертвенными животными, ремесленниками, обслуживавшими
местные культы, изготовлявшими изображения божества и другие
<священные> предметы.
Про собрания христианских общин рассказывали, что на них при
непристойных обрядах почитается божество с ослиной головой, что
члены общин позволяют себе самые аморальные действия.
Вызывающее поведение отдельных представителей христианских
общин по отношению к верованиям и культу большинства населе-
-я иногда приводило к расправам над отдельными христианами.
Недоброжелательство выливалось в доносы на христиан, о чем прямо
пишет Плиний Младший в письме на имя императора Траяна. Однако
Траян предложил не производить специальных розысков христиан,
ограничиваться наказанием лиц, открыто упорствующих в своем
<суеверии>.
По мере роста и распространения христианских общин в запад-
ных провинциях Римской империи (Галлия, Испания, Африка), уве-
личивалось и количество расправ с отдельными членами христиан-
ских общин. Особенно подозрительно стали относиться представи-
тели императорской администрации к тайным и полусекретным
общинам и собраниям после второго и третьего иудейских восстаний.
Подобное положение вызвало стремление среди наиболее образо-
ванных членов христианских общин объяснить сущность христиан-
ских религиозных верований и отмежеваться от иудейских повстан-
цев в глазах римской власти. В середине II в.н. э. императору Ан-
тонину Пию были адресованы два произведения христианских
публицистов - Аристида и преподавателя философии Юстина, в ко-
торых авторы стремились убедить императора в клеветническом ха-
рактере обвинений, возводимых на христиан их идеологическими
конкурентами и соперниками. Подобные защитные произведения -
<Апологии> - появлялись и в более позднее время. В конце II в.
н.э. опубликовал ряд полемических произведений пресвитер кар-
фагенской общины Тертуллиан, в начале III в.н.э.- епископ той
же общины Киприан.
В произведениях Тертуллиана и Киприана содержались нетолько
апологетическая защита основных положений христианской религи-
озной догмы, но и высказывания по спорным вопросам, которые все
более и более обострялись при трактовке верований и решении проб-
лем организации увеличивавшихся количественно и изменявшихся
по своему социальному составу самих христианских общин. Так, в
сочинениях Киприана решительно отстаивалось право единоличного
руководства епископами христианских общин и право епископов да-
вать директивные указания по спорным вопросам трактовки христи-
анской догматики.
Одним из наиболее авторитетных христианских писателей -
<апологетов> был пресвитер александрийской общины Ориген (ок.
185-254 гг.н. э.). Он выступил с полемическим произведением
<Против Цельза>-одного из критиков христианских религиозных ве-
рований. Ориген стремился доказать, что ряд христианских положе-
ний можно примирить с философскими взглядами Платона и Ари-
стотеля.
Позднейшая христианская церковная традиция связывает начало
преследований> христиан правителями империи с правлением Неро-
на, когда будто бы христиане были обвинены и казнены в большом
количестве по обвинению в поджоге города Рима в 64 г.н.э. Сле-
дующее гонение будто бы было организовано императором Доми-
цианом. Однако аналитическое изучение источников советскими и"
следователями привело их к заключению, что сознательно организо-
ванных <гонений> (преследований) 'христиан за их религиозные
верования правительство Римской империи не проводило до сере-
дины III в.н. э. Имели место лишь расправы с отдельными лицами
или группами лиц христианского вероисповедания, являвшиеся ре-
зультатами самосудов, частных доносов и вызывающего поведения
самих христиан. Только в период кризиса в середине III в.н. э.,
в связи с крайним обострением социально-политической обстановки
как внутри Римской империи, так и на ее границах, император Де-
ций (249-251 гг.н. э.) в 250 г. потребовал поголовной присяги,
которая выражалась в участии в императорском культе. Всем, при-
несшим установленные жертвоприношения перед статуями импера-
тора, выдавались особые свидетельства. Лица, отказавшиеся воску-
рить фимиам и принести жертву перед статуей императора, рассмат-
ривались как враги Империи и подвергались наказаниям. Многие
из членов христианских общин были брошены тогда в тюрьмы, дру-
гие казнены.
В числе пострадавших во время <гонения> Деция был и Ориген,
брошенный в тюрьму. Однако с гибелью Деция преследования были
прекращены.
Но несколько лет спустя, в 257 г., новый император Валериан,
нуждавшийся в средствах и стремившийся конфискациями попол-
нить обедневшую императорскую казну, вновь установил обязатель-
ность участия всего населения империи в императорском культе.
В эдикте, опубликованном по этому поводу, прямо назывались хри-
стианские общины, как организации, враждебные римскому государ-
ству. На этот раз <гонение> приобрело более широкие размеры и
,было более жестоко. Ряд христианских общин был разгромлен, их
имущество конфисковано, а многие из их членов, в первую очередь
члены клира (пресвитеры, диаконы, епископы), подверглись заклю-
чению в тюрьмы, пыткам и казням. В числе казненных был и глава
карфагенской общины - Киприан.
В 260 г.н. э. Валериан попал в плен к персам, а его сын Гал-
лиен был вынужден вести постоянную борьбу с различными претен-
дентами на императорский престол. Занятый этой борьбой, Галлиен
фактически прекратил какое-либо преследование христиан. Таким
образом, начиная с 260 г. до начала IV в. христианские общины
были предоставлены самим себе, что не могло не сказаться на их
развитии.
Гонения не ослабили христианские общины, напротив, они уси-
лили религиозный фанатизм; более того - некоторые из свидетелей
казни <мучеников> под впечатлением их стойкости вступали в ряды
христианских общин. Память погибших почиталась остальными чле-
нами общины, которые начали собираться на молитвенные собрания
у их захоронений, чтить их надгробия, изображать их наряду с дру-
гими почитаемыми христианскими лицами. Так, со второй полови-
ны III в. постепенно стал оформляться культ мучеников, который
позднее превратился в культ одной из категорий <святых>. К послед-
ней четверти III в.н. э. христианство получило в Римской империи
самое широкое распространение. Если в предшествующее время
основная масса верующих христиан состояла, по словам критика
христианской религии Цельза, <из - малолетних, низкородных, не-
культурных, рабов>, а также из <... щерстобитников, сапожников,
валяльщиков и других грубиянов...>, то к концу III столетия в хри-
стианство начали переходить воины, состоятельные горожане и даже
некоторые из представителей аристократии, особенно женщины.
Какие же причины способствовали успеху христианской пропо-
веди?
В противоположность другим древним культам, христианство не
знало племенных или сословных ограничений. По выражению одного
из посланий Павла, <... для бога несть эллина и иудея, ни свобод-
ного, ни раба, но все и во всем Христос...>.
Христианство в своем первоначальном виде до крайности упро-
стило религиозные обряды и формы культа. Христиане решительно
отказались от страшных обрядов кровавых жертвоприношений, за^
являя, что мифический основатель религии - Христос,- добровольно
обрекший себя на жестокие страдания и смерть, тем самым раз и
навсегда избавил своих последователей от необходимости кровавых
жертв. Христианство обещало верующим бессмертие - вечную жизнь
в загробном мире и, в то же время, вечное наказание всем злым и
обидчикам. При этом христианские проповедники вкладывали в
уста Христа положение, что после смерти - <...последние да будут
первыми!> и что Христос призывал-<...Придите ко мне, все страж-
дущие и обремененные..!>.
Подобные положения не выдвигали сторонники ни одного из
конкурировавших с христианством восточных культов, а тем более
жрецы культа императоров. В условиях обострявшегося кризиса об-
щественно-политического строя Римской империи, бесконечных войн
и усобиц христианство становилось моральным прибежищем все бо-
лее и более широких общественных слоев. Как отмечал Ф. Энгельс,
<Отрицая ... все национальные религии и общую им всем обряд-
ность и обращаясь ко всем народам без различия, христианство
само становится первой возможной мировой религией...> '.