Под правом понимают совокупность норм, правил поведения, вы-
ражающих волю господствующего класса, установленных или санк-
ционированных государственной властью. В условиях первобытно-
общинного строя действовали издавна сложившиеся обычаи и нравы,
которые иногда называют обычным правом, хотя это еще не было
правом в собственном смысле слова, так как не было государства,
и следовательно, они не были им санкционированы.
Раскол первобытного общества на классы и появление государ-
ства привел к необходимости создания собственно права. В основу
его первоначально было положено обычное право. Развитие общест-
венных отношений, распространение рабства, укрепление и рост
государственной организации находило отражение в эволюции рим-
ского права. В конечном итоге оно получило такую совершенную
разработку, что стало образцом юридической мысли в последующие
столетия.
В своем развитии римское право прошло несколько этапов: арха-
ическое римское право, или квиритское право, - от зарождения
-римского государства до конца IV в. до н.э.; римско-италийское, или
доклассическое право, -с III в. до н.э. до установления Империи;
универсальное, или классическое, римское право, когда Римское
государство охватывало все Средиземноморье, а рабовладельческие
отношения достигли своего наивысшего уровня. Именно в этот
период (от Августа до Диоклетиана) римское право получило самую
полную и законченную разработку. Право поздней Римской империи
называют послеклассичсским правом.
Источниками римского права, как уже упоминалось, было обыч-
ное право, или, по выражению римлян, установления предков. Со-
хранились свидетельства о царском законодательстве, т.е. законо-
дательстве последних римских царей, правивших в VI в. до н.э.
В середине V в. до н.э. появились знаменитые законы XII таблиц -
в течение нескольких столетий важнейший источник и основа рим-
ского права. Источниками римского права были законы, принимае-
мые на народных собраниях (центуриатных и трибутных комициях).
Основным положением римского права, особенно ранней эпохи,
была незыблемость установлений предков, поскольку они считались
божественными установлениями. На первых порах существования
римского города-государства не проводилось различия между пра-
вом и религией, а юридические и религиозные нормы считались од-
ним целым. Отражением религиозной основы римского права была
привилегия коллегии понтификов вплоть до III в. до н.э. толковать
не только религиозное, но и светское право. Однако в V-IV вв. до
н.э. божественное право отделяется от светского права. Архаическое
право развивалось в тесной связи с раздиравшей римское общество
борьбой плебеев и патрициев. На первой фазе борьбы плебеи тре-
бовали записи правовых норм. чтобы воспрепятствовать злоупотреб-
лениям коллегии понтификов, которые толковали право в интересах
патрициев. Законодательство XII таблиц было победой плебса. За-
тем плебеи добивались полного равноправия, что завершилось при-
знанием решений плебейских собраний законами, обязательными
для всех, в том числе и патрициев. Эти законы, плебисциты, стано-
вятся также одним из источников права.
Уже в архаический период начинается отделение публичного
права от частного права. Если публичное право своим объектом
имело все государство, всю общину как целое, то частное право
регулировало отношения между отдельными гражданами. Из публич-
ного права начало выделяться уголовное право, т.е. совокупность
принципов о наказании за нарушения общественного порядка.
На первых порах всякие тяжбы между частными лицами велись
самими частными лицами без всякого вмешательства со стороны
государственных органов. Однако это приводило к нескончаемым
частным процессам, что нередко нарушало общественный порядок.
В связи с этим подобного рода процессы было поручено регулиро-
вать специальному магистрату, который разъяснял заинтересованным
сторонам принципы права и назначал им судей для решения дела.
Таким магистратом стал городской претор, его должность была уста-
новлена в 366 г. до н.э. Из разъяснений правовых норм и установ-
ления порядка судопроизводства со стороны претора постепенно
возникала такая ветвь римского публичного права, как гражданское
процессуальное право.