В середине 1 в.н.э. Римская империя пережила тяжелый поли-
тический кризис, вылившийся в ряд провинциальных восстаний и же-
стокую гражданскую войну 68-69 гг.н. э.
Особенно остро проявился этот общественный катаклизм в Иудее
и других восточных провинциях Империи. Восстания против рим-
лян и связанной с ними иудейской знати вспыхивали неоднократно,
но в 66 г. восстание охватило всю страну. Повстанцы, изгнав и
уничтожив римские отряды в Иерусалиме и других местностях Па-
лестины, обратились за помощью к иудеям диаспоры, среди которых
распространялись пророческие сочинения о близком <конце мира>,
о приходе <агнца> (<мессии>), который уничтожит господство злых
и установит <тысячелетнее царство бога> в Иерусалиме. Одно из
сочинений подобного типа, написанное в начале 69 г.н. э., сохрани-
лось и вошло в число <священных> книг христианской религиозной
литературы под названием <Апокалипсиса Иоанна>.
Однако после отчаянной борьбы римские легионы сломили со-
противление иудейских повстанцев. Иерусалим был взят штурмом
и сожжен. Восстание было подавлено. Подавлены были восстания и
в других провинциях Римской империи. Многие тысячи иудейских
пленных, в том числе и различных сектантов, были проданы в раб-
ство. Тысячи других бежали из Иудеи, спасаясь от преследований
(73 г.н. э.).
Большинство переселенцев осело в богатых торговых городах
Малой Азии, но некоторые из иудейских беженцев поселились в
Греции, Македонии, Италии и самом Риме.
Неудачный исход вооруженной борьбы с римлянами, тщетность
надежд на появление <мессии> вызвали среди масс угнетенного на-
селения провинций чувство глубокого разочарования, стремление
найти утешение в вере, в таинственном и чудесном. <...Во всех классах
должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись
в материальном освобождении, искали взамен него освобождения
духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного
отчаяния. Этого утешения не могла дать ни стоическая философия,
ни школа Эпикура... Утешение должно было выступить именно в
религиозной форме...> ^
Создавалась весьма благоприятная обстановка для проповедей
новых религиозных учений. <Не только Палестина, но и весь Во-
-сток кишмя кишел такими основателями религий, среди которых гос-
подствовала, можно сказать, прямо по Дарвину, борьба за идейное
существование>, - писал Ф. Энгельс ^
В последней трети 1 в.н.э. в западных провинциях Малой Азии,
а также в соседней с ними Македонии и в Александрии стали воз-
никать среди низших слоев городского населения общины людей,
веривших, что обещанный Яхве <мессия> - божий помазанник, по-
гречески Христос, приходил на землю. Но он явился не в виде побе-
доносного военного вождя, а как скромный проповедник, принесший
людям <духовное> освобождение, призывавший к миру, милосердию
и всепрощению.
В результате изучения рукописей, найденных в кумранских пе-
щерах, выяснено, что впервые упоминания о подобном проповеднике
встречается в рукописях ессенов, написанных еще до восстания
66-73 гг.н. э. В <Комментарии на книгу пророка Хабаккука
(Абаккума)>, найденном в Кумране, упоминается некий <учи-
тель справедливости, которому бог поведал все тайны слов его про-
роков-рабов...>. Однако <злой жрец> стал преследовать <учителя
справедливости> и убил его. Но в <... конце дней...> <учитель спра-
ведливости> появится вновь и, наградив верующих, восстановит по-
пранную справедливость. Как звался этот проповедник и когда он
жил, в рукописи не упоминается. Наряду с этим, как уже говори-
лось, среди сектантов ходили сочинения о <конце мира> - апока-
липсисы, когда божий посланец воскресит всех умерших и сотворит
<страшный суд> над живыми и мертвыми.
Из подобных верований в сочетании с учением Филона о <сыне
божьем>, посланном на землю, постепенно стали складываться в
рассказы о <божьем сыне> Иисусе Христе, якобы проповедывавшем
в Иудее в конце принципата императора Тиберия (30-33 гг.н. э.).
Возникли эти верования далеко не сразу. В <Апокалипсисе Иоанна>
упоминается лишь <Агнец божий>, являющийся на землю для суда
над живыми и мертвыми. В другом древнейшем христианском про-
изведении - <Пастырь Ерма>, повествующем о видении автора, го-
ворится лишь о <сыне божьем>, который одновременно является и
<духом святым>. Лишь в более поздних письмах (<посланиях>), при-
писываемых одному из легендарных христианских проповедников
Павлу, называется имя Иисуса Христа, как основоположника новой
религии.
Послания с поучениями создавались проповедниками, переходив-
шими из одной общины сектантов в другую. Эти проповедники на-
зывались <апостолами>. Они выступали на собраниях верующих с
проповедями и предсказаниями близкого <конца мира> и прихода
грозного судьи - <сына божия>, пострадавшего при своем первом
снисхождении на землю в виде проповедника. В одном из древнейших
христианских сочинений - <Дидахе>, или <Учении 12 апостолов>,
истинный проповедник новой веры не должен
ничего брать у членов общины, кроме хлеба на дорогу, что ему
надлежит оставаться в общине не более трех дней.
Образ <мессии> - Христа первоначально упоминался в самой
общей форме и лишь несколько позже, в конце 1 и первой половине
II веков н.э. появились жизнеописания легендарного основополож-
ника новой религии. Эти повествования, содержавшие рассказы о
некоторых моментах жизни, проповеди, страданиях, смерти и чу-
десном воскрешении Христа получили название <Евангелий>. Их
было более десяти. Впоследствии -в IV в.н.э.- главы христиан-
ских религиозных объединений объявили <истинными> - <канони-
ческими> ' лишь четыре из них: евангелия по Матфею, Марку, Луке
и Иоанну. Большинство других повествований о жизни и деятель-
ности Христа - <Изречения Христа>, <Акты Пилата>, <Евангелия
Петра, Фомы, Двенадцати апостолов, Богоматери> и др. были объ-
явлены ложными - <апокрифическими>.
Согласно канонической версии, принятой и до настоящего вре-
мени поддерживаемой христианскими церковниками, основателем
христианской религии являлся некто Иегошуа (греческая форма име-
ни Иисус), прозванный своими последователями Христом и <Спаси-
телем>. Он будто бы родился в древнем, священном для иудеев го-
родке - Вифлееме в конце тридцатого года принципата Августа.
Семья Иисуса будто бы была вынуждена бежать с новорожденным
в Египет, так как царь Ирод, прослышав о рождении <мессии>, при-
казал перебить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме. Позднее
Иисус жил на севере Палестины в Назарете. Тридцати лет он уходит
из семьи р, явившись к проповеднику Иоанну, предсказывавшему
явление <мессии> и очищавшему приходивших к нему от грехов
омовением в реке Иордане, совершает священное омовение (<креще-
ние>). После чего Иисус начинает проповедь обновленной религии.
Вокруг Иисуса собирается группа учеников-Андрей, Матфей,
Петр, Фома, Иоанн, Иуда, Иаков, Филипп и др. - всего двенадцать.
Впоследствии в христианской литературе они назывались апосто-
лами.
Сопровождаемый <апостолами>, Иисус в течение трех лет стран-
ствовал по Иудее, проповедуя свое религиозное учение и совершая
<чудеса> (превращение воды в вино, насыщение 5000 людей пятью
рыбами и хлебами, исцеление больных и даже... воскрешение мерт-
вых). Одновременно он обличал лицемерие, ханжество, корыстолю-
бие и алчность иерусалимского жречества и <учителей закона> (фа-
рисеев), чем вызвал против себя их крайнее озлобление.
Когда на третий год своей проповеди Иисус пришел на празд-
нование <Пасхи> в Иерусалим, то после совершения ритуальной тра-
пезы, он был предательски схвачен, благодаря измене одного из уче-
ников - Иуды Искариота. Ночью же совет жрецов - <синедрион>
' Канон - по-древнегречески - порядок, закон.
приговорил его к смертной казни. Приговор <синедриона> был ут-
вержден римским прокуратором Иудеи - Понтием Пилатом, хотя и
видевшим полную невиновность осужденного, но не пожелавшего ссо-
риться со жречеством и демонстративно <умывшим руки>.
Иисус был распят на кресте вместе с двумя разбойниками, как
самозванец, назвавший себя <царем иудейским>. Втайне похоронен-
ный учениками, он будто бы <воскрес> на третий день после смерти.
В последующие дни Иисус несколько раз <являлся> ученикам, а на
40-й день после воскресения вывел их на соседнюю с Иерусалимом
гору и в их присутствии <вознесся> на небо, обтещав вернуться на
землю в конце существования мира для суда над живыми и мерт-
выми. После <вознесения> Иисуса на небо <апостолы> разошлись
по разным странам мира и сделались основателями общин, верив-
ших в Иисуса как Христа и земное воплощение божества.
Это мифологическое объяснение возникновения христианской ре-
лигии, окончательно сложившееся около середины II в.н. э., сохра-
няется до настоящего времени и является основой христианских ре-
лигиозных верований во всех ветвях христианства.