По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарк-
1>инли Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому
1о6ычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии.
^ервой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Це-
вры, отлитая в начале V в. до н.э. В V в. до н.э. постановки ста-
^й удостаивались боги и герои ранней Республики, легендарная
ввушка Клелия, герой Гораций Коклес. С IV в. до н.э. начинают
гавить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Мно-
^гяе римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам
1<а Форуме. Во II в. до н.э. Форум был настолько загроможден
бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по ко-
>рому многие из них были сняты. Бронзовые статуи, как правило,
гливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со
II в. до н.э.- греческими скульпторами. Собственно, о римских
скульпторах ничего неизвестно. Массовое производство статуй не
способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не
стремились. Для них самым важным в статуе представлялась не ху-
дожественная ценность работы, а портретное сходство. Постановка
статуи должна была прославить данного человека, его потомков, и
поэтому было важным, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-
нибудь другим.
На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай
снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в
главной комнате римского дома. Эти маски выносились из дома во
время торжественных похорон, и чем больше было таких масок, тем
знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо,
широко использовали эти восковые маски. На появление и развитие
римского реалистического портрета оказала влияние этрусская тра-
диция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие
на римских заказчиков.
С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказы-
вать могущественное влияние замечательная греческая скульптура.
При грабеже греческих городов римляне захватывают большое коли-
чество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и
консервативных римлян. В Рим буквально .хлынул поток греческих
статуй, например один из римских полководцев привез в Рим после
своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой
вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуи
выставляются везде: на Форуме, в храмах, термах, виллах, городских
домах.
Несмотря на обилие греческих подлинников, вывезенных из Гре-
ции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных ста-
туй. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, ко-
торые копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток
греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет соб-
ственно римской скульптуры. Только в области реалистического
портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой
вклад в развитие скульптуры и дали несколько превосходных работ
(капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря).
Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять
черты натурализма, свойственные этрусской школе, и приобретает
черты некоторой обобщенности, т.е. является подлинно реалисти-
ческим.