Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
23.11.2024, 13:18
Главная РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПОЭЗИЯ Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Новая история старой Европы [183]
400-1500 годы
Символы России [100]
Тайны египетской экспедиции Наполеона [41]
Индокитай: Пепел четырех войн [72]
Выдуманная история Европы [67]
Борьба генерала Корнилова [41]
Ютландский бой [84]
“Златой” век Екатерины II [53]
Последний император [54]
Россия — Англия: неизвестная война, 1857–1907 [31]
Иван Грозный и воцарение Романовых [89]
История Рима [79]
Тайна смерти Петра II [67]
Атлантида и Древняя Русь [127]
Тайная история Украины [54]
Полная история рыцарских орденов [40]
Крестовый поход на Русь [62]
Полны чудес сказанья давно минувших дней Про громкие деянья былых богатырей
Александр Васильевич Суворов [29]
Его жизнь и военная деятельность
От Петра до Павла [46]
Забытая история Российской империи
История древнего Востока [828]

Популярное
Экзархат
Перерождение искусства
Миссионерская деятельность монахов
Аравия
Тулл Гостилий – третий римский царь
26
Пифагор

Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0

Форма входа



Как и у многих других народов, у римлян собственно литератур-
ному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народ-
ное творчество. К сожалению, произведения римского народного
творчества не были записаны и не сохранились, за исключением
ничтожных отрывков. На этом случайном основании некоторые уче-
ные считали римлян неспособными к поэтическому творчеству, наро-
дом практичным и сухим.
Однако и те ничтожные отрывки народной поэзии, которые до-
шли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что
римляне, как и другие народы, выражали свои чувства в поэтиче-
ской форме. Во время работ пели трудовые песни, создававшие ритм
трудового процесса, например <песня гребцов>. Молитвы и обраще-
ния к богам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их
запоминание. Сохранился, например, гимн <братьев пахарей>, гимн
жреческой коллегии скакунов (салиев). В этих гимнах содержались
просьбы к богам оплодотворить землю, отвратить голод и непогоду,
обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов.
При похоронах исполняли специальные похоронные песни, за-
плачки (они назывались ненниями), где выражалась скорбь об умер-
шем и перечислялись его заслуги. Существовал обычай ставить над-
гробия с надписью, где упоминались заолуги покойного. Примером
может служить надпись в честь Сципиона Бородатого (консула
298 г. до н.э.), сделанная на саркофаге.
На пирах распевались пиршественные песни, в которых восхва-
лялись подвиги героев, особенно легендарных предков. В застольные
песни включались легенды, иногда перемешанные с реальными со-
бытиями о героическом прошлом Рима. Многие легенды застольных
песен были заимствованы позднейшими римскими историками (на-
пример, Титом Ливием), включены ими в свои исторические труды
и приобрели видимость исторических фактов.
Народные поэтические произведения были написаны особым сти-
хотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близ-
ким по своей ритмике к былинным стихам других народов.
Есть свидетельства о зачатках драматической поэзии у римлян.
Во время деревенских праздников урожая ряженая сельская моло-
дежь устраивала веселые игры, перебрасывалась остротами, импро-
визированными или заученными насмешливыми стишками. В этих
стихах содержались порой и колкие насмешки, особенно по адресу
богатых, скупых или жестоких людей. В обмене этими стихами -
их называли фесценнины - содержатся уже элементы диалога, дра-
матического действия.
Наряду с фесценнинами получает распространение комедия ма-
сок-ателлана (от названия города в Кампании-Ателлы). Ее ге-
роями были веселые типы обжор, хвастливых разинь, глупых стари-
ков. Содержание ателланы было веселым, оно отражало повседнев-
ную жизнь мелких городов и сел с их незамысловатым бытом.
Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись
коллегией понтификов погодные записи наиболее крупных событий,
летописи, заключались договоры, тексты которых записывались на
латинском языке. В IV в. до н.э. некоторые политические деятели
стали записывать свои произнесенные речи и издавать их для чтения
публики.
На становление и развитие римской литературы оказало большое
влияние не только народное творчество, народная поэзия, распрост-
ранение письменности, но особенно греческая литература.
Первые собственно литературные произведения были произведе-
ниями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам
и писателям создать оригинальные произведения на латинском
языке, на скромном фундаменте маловыразительной народной рим-
ской поэзии, когда рядом существовала богатейшая греческая лите-
ратура, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифо-
логия.
Не удивительно, что первыми римскими писателями были греки,
а первые произведения на латыни были переводами с греческого.
Первым римским поэтом был Ливии Андроник, грек из города
Тарента. При взятии Тарента римлянами он попал в плен, был ра-
бом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был
отпущен на свободу и занялся литературой. Ливии Андроник пере-
вел на латинский язык <Одиссею> Гомера, он переделывал и пере-
водил на латынь греческие комедии и трагедии. По заказу коллегии
понтификов Ливии Андроник составил гимн в честь богини Юноны.
Переводы Ливия Андроника были очень вольными, это скорее были
переделки оригинала, допускающие включение новых отрывков, из-
менение имен, новые сцены.
Произведения Ливия Андроника, несовершенные и нескладные в
литературном отношении, тем не менее сыграли важную роль в ста-
новлении римской литературы. Они познакомили римлян с замеча-
тельной греческой литературой, мифологией, эпосом и театром. Ли-
вии Андроник сделал самый трудный - первый шаг, он положил на-
чало римской художественной литературе, и в этом его бессмертная
заслуга.
Современниками Ливия Андроника были римские поэты Невий и
Энний. Гней Невий писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты
у греческих авторов, но влияние римской жизни в его произведениях
ощущается гораздо сильнее, чем у Ливия Андроника. Большой за-
слугой Невия было составление поэмы о первой пунической войне
с кратким изложением предшествующей истории Рима. Энний пер-
вый описал в стихах всю историю Рима, расположив события по
годам.
Если Ливии Андроник и Гней Невий писали свои произведения
архаическим сатурническим стихом, то Энний первый ввел в оборот
более благозвучный стихотворный размер - обычный у греков гек-
заметр.
Крупнейшим римским писателем конца III - начала II в. до н.э.
<был Тит Макций Плавт (254-184 гг. до н.э.), актер по профессии.
Ему приписывали составление 130 комедий, из которых дошло до
нашего времени 20. В отличие от своих предшественников, он рабо-
тал только в одном жанре - комедийном, но зато Плавт создал вы-
дающиеся комедии, которые долго шли на римской сцене. Сюжеты
комедий Плавта самые разнообразные: сцены из семейной жизни,
жизни воинов-наемников, городской богемы. Одним из непременных
героев комедий Плавта были рабы, как правило, хитрые, находчи-
вые, ловкие и жадные.
Герои Плавта носят греческие имена, а действие переносится в
греческие гороДа, что говорит о подражательности плавтовских ко-
медий. Однако за греческой внешностью плавтовских персонажей
скрываются римляне с их привычками и их бытом. Плавт, например,
дает описание римского Форума, упоминает римских должностных
лиц и римские городские порядки, хотя действие развивается в гре-
ческом городе и подразумеваются греческие обычаи. Комедии Плавта
были первыми национальными римскими комедиями с ярким рим-
ским юмором, сочным латинмсим языком. Национальный римский
колорит обеспечил плавтовским пьесам долгий успех у римской пуб-
лики.
Видное место в римской литературе первой половины II в. до
н.э. имел Публий Теренций Африканец (185-159 гг. до н.э.),
также составитель комедий. В отличие от Плавта, Теренций старался
не включать в свои комедии римские сюжеты и ограничивался пере-
сказом греческих авторов, особенно Менандра. Поэтому Теренция
называли полу-Менандром. Однако Теренций обращал большое вни-
мание на изящество и чистоту языка, его персонажи были уже не
неизменными на протяжении всей пьесы типами, а получили психо-
логическое развитие по ходу действия.
Если Плавт и Теренций были крупнейшими сочинителями коме-
дий, то Пакувий (220-130 гг. до н.э.) и Акций (170-85 гг. до
н.э.) достигли известного совершенства в составлении римских тра-
гедий. Основой для составления их трагедий служили трагедии гре-
ческих писателей, особенно Еврипида. Римские трагики познакомили
римскую публику с глубоким содержанием греческой трагедии, с ее
богатой мифологией и философией. Однако, в отличие от комедий
Плавта, римская трагедия всегда была подражательной, слабо свя-
занной с реальной римской действительностью.
Римская комедия и трагедия развивались в значительной сте-
пени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не ис-
конно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр
так называемой сатуры. Словом сатура обозначалось блюдо, напол-
ненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь раз-
ных стихов - длинных и коротких, написанных сатурническим и
другим размером. Поэт Энний назвал словом сатура свой сборник
стихов полуразвлекательных, полупоучительных.
Как литературный жанр, сатура получила большое развитие в
творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до
н.э.) Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки
современного ему общества; корыстолюбие, взяточничество, мораль-
ное разложение, клятвопреступление, жадность.
Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завое-
вания Рима привели к росту богатства, скоплению их в немногих
руках, погоне за ними, моральному разложению олигархов. Реаль-
ная жизнь давала сюжеты для сатур Луцилия, которые положили
начало реалистическому направлению в римской литературе. После
Луцилия окончательно определился жанр сатуры как небольшого
обличительного произведения.
Произведения всех перечисленных писателей были поэтическими,
написанными в стихах. От поэта к поэту совершенствовалась латин-
ская поэтическая речь. Теперь уже в стихах научились выражать
сложные философские понятия и движение тонких человеческих
чувств. Знакомство с греческой литературой, классической тра-
гедией, новоаттической комедией, изящной и изысканной алек-
сандрийской поэзией обогащало развивающуюся латинскую лите-
ратуру. Знакомство с греческой религией и мифологией, изучение
богатой философии, замечательного греческого искусства расши-

Уличные актеры.
Степная живопись 1 в.н.э.
ряло кругозор римских поэтов, писателей, государственных деяте-
лей, ораторов.
Обогащенные и собственным опытом и влиянием греческой лите-
ратуры римские поэты и писатели 1 в. до н.э. рассматривали про-
изведения авторов III и II вв. до н.э. как грубые и варварские.
Римская поэзия 1 в. до н.э. поднялась на новую, более высокую
ступень. В 1 в. до н.э. жили многие поэты, увлечение писанием
стихов было повальным, но среди этого множества высятся два ги-
ганта римской поэзии-Тит Лукреций Кар (95-51 гг. до н.э.) и
Гай Валерий Катулл (87-54 гг. до н.э.). Лукрецию принадлежит
замечательная поэма <О природе вещей> в шести книгах. Поэма
Лукреция - это философская поэма, она излагает учение эллини-
стического философа Эпикура (об атомистической теории мирозда-
ния, о природе богов, о материальности души, о происхождении
земли, неба, моря, небесных тел и живых существ, о развитии чело-
вечества и человеческой культуры от первобытного состояния до
времени Лукреция). Основная цель поэмы Лукреция-дать мате-
риалистическое объяснение всего существующего, освободить разум
и чувства человека от страха, суеверия, мистики и религии, показать
любовь и наслаждение жизнью.
Лукреций излагает сложнейшие философские понятия в увлека-
тельной поэтической форме, его описания наполнены звучными эпи-
тетами, меткими сравнениями, чудными поэтическими образами.
Сочинения Цицерона познакомили римлян с греческой филосо-
фией, обогатили ее знанием многих вопросов юриспруденции, исто-
рии, политических учений. Без сочинений Цицерона также невоз-
можно представить себе последующую римскую литературу, как
русскую литературу XIX в. без творчества Пушкина.
Произведения Цицерона усердно читались и перечитывались в
последующие века. Они сохранились до нашего времени с наиболь-
шей полнотой (в сравнении с произведениями других авторов).
Крупным римским писателем был Юлий Цезарь, автор <Записок
о галльской войне> и <Записок о гражданской войне>. Эти произве-
дения представляют собой отчеты о двух войнах, которые вел сам
Цезарь. Выступая в роли писателя, Цезарь преследовал полити-
ческие цели: оправдать свои завоевательные и часто вероломные
действия в Галлии, взвалить ответственность за развязывание граж-
данской войны на своих противников. <Записки> Цезаря - это вы-
дающиеся литературные произведения, образцы римской художествен-
ной прозы. Для них характерно продуманная ясная композиция,
простой, непринужденный рассказ, точный и правильный язык.
Большим событием в литературной жизни конца Республики был
выход исторических сочинений Саллюстия Криспа (86-35 гг. до
н.э.): <О Югуртинской войне>, <О заговоре Катилины> и '<Исто-
рия>. Первые два произведения Саллюстия являются образцами
исторической монографии, написаны они с целью показать полную
неспособность римской знати управлять государством и необходи-
мость установления сильной власти. Сочинения Саллюстия являются
вместе с тем и крупными литературными произведениями. Написаны
они мастерски, изложение внешне спокойное, но за ним чувствуется
внутреннее напряжение; описание конкретных исторических фактов
перемежается с философскими рассуждениями и блестящими исто-
рическими портретами, речь краткая, емкая и очень выразительная.
Поиск

Может пригодиться

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Интересное
Каганович и железнодорожный транспорт
ЖЕЛЕЗНАЯ МАСКА
Значение внезапности в воздушном бою
Ворошилов – Председатель Президиума Верховного Совета СССР
«Ленинградское дело»
Общая характеристика 1-го столетия
е к а т е р и н а - II (1762-1796)

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2024
Сайт управляется системой uCoz