Одним из важнейших средств укрепления своей власти Август и
последующие императоры считали поддержание древнеримской ре-
лигии. Наряду с другими титулами они носили звание верховного
жреца города Рима и римского государства. Август и его преемники
установили круг богов, почитаемых в Риме и провинциях, следили
за состоянием храмов, устанавливали календарь празднеств, отпу-
скали средства на содержание жречества. Они лично как верховные
жрецы принимали участие в ряде религиозных церемоний, являв-
шихся обязательными для римских граждан.
Однако уже в 1 в. до н.э. в высших слоях римского общества
относились весьма скептически к древним наивным представлениям
о богах и героях, а на выполнение религиозных церемоний, в осо-
бенности на различные формы гаданий, смотрели как на бессмыс-
ленные формальности.
Не внесло изменения в отношение к религии населения города
Рима и установление новых культов - почитания <гения> импера-
торов, объявлявшихся после смерти <божественными^, и почитания
богини Ромы как божественной покровительницы всей римской дер-
жавы. О скептическом отношении к культу почивших императоров
можно судить по сатирической поэме Сенеки <Аполокинтозис>, вы-
смеивавшей объявление <божественным> императора Клавдия.
Представители высших слоев римского общества 1 в.н.э. все
больше склонялись не только к религиозному скептицизму, но и
к философскому мировоззрению - стоицизму, изложенному в трак-
татах Сенеки, Эпиктета и в сочинении императора Марка Аврелия
<К самому себе>. Согласно учению стоиков, мир прекрасен и неиз-
менен, отдельные проявления зла, подобно теням на картинах ху-
дожников, не могут изменить его положительных качеств. Поэтому
истинный мудрец должен выработать в себе спокойное отношение
ко всему окружающему, он не должен привязываться к внешним
благам, огорчаться в несчастий. Счастье заключается в спокойствии
духа, в сознании исполненного долга перед природой и обществом!
Подобное философское учение как нельзя более подходило рабо-
владельческой знати Римской империи. Оно призывало к терпели-
вости низшие слои общества, угнетаемые римскими и местными ра-
бовладельцами. Однако мировоззрение стоицизма было чуждо ог-
ромному большинству населения Римской империи.
Среди масс городского и сельского плебса Италии, и, особенно,
провинций Империи вызывали большое сочувствие проповедники
киники. Длинноволосые, бородатые, зачастую прикрытые одним рва-
ным плащом, имея лишь посох да сумку для подаяния, учителя ки-
нической философии бродили по городам и селениям, выступая с
обличительными речами против богатых и знатных. Киники учили,
что богатство и знатность не дают счастья человеку. Счастлив по-
настоящему может быть лишь тот, кто. сведет до минимума свои
потребности, отказавшись от всех удовольствий и радостей жизни.
Зачастую речи киников, в которых они нападали на знать, вызывали
неудовольствие носителей власти, что еще более усиливало симпа-
тии к ним народных масс.
Наиболее популярны в Римской империи были культы богов
<спасителей>, о которых их последователи рассказывали, что они
победили смерть и нашли способы даровать верующим в них бес-
смертие в <загробном> мире. Тяжкое положение большинства сво-
бодной бедноты и рабов, невозможность добиться улучшения его
в земной жизни, заставляли их искать надежду и утешение в иллю-
зорных религиозных учениях о загробной жизни <бессмертной ду-
Bte>, о справедливом загробном суде, когда злые понесут должное
аказание, а невинно страдавшие праведники получат <вечное> бла-
женство. В разных провинциях Империи, особенно в восточной ее
таста, еще в эллинистическую эпоху возникла вера в божественных
впасителей, которые, будто бы, явившись на землю, уничтожат зло
несправедливость и принесут людям справедливость и счастье.
В ряде восточных стран издревле существовали культы богов <стра-
"ЛМЬцев>, умиравших и вновь воскресавших. Это Дионис в Греции,
^^^РИС в Египте, Аттис в центральных областях Малой Азии, Адонис
ff4> Финикии. Вместе с ними почитались и их божественные супруги,
^ Статуя из Аквинка
считавшиеся покровительницами плодородия и материнства, - еги-
петская Исида, <великая мать> Кибела, финикийская Астарта. В ос-
нове этих верований лежало обожествление умирающей на зиму и
воскрешающей весной растительности, зарываемого в землю зерна,
возрождающегося в виде нового растения. Но с течением времени
(со II в. до н.э.) в древние мифы об умирающих и воскрешающих
богах угнетенные массы рабовладельческого общества стали вклады-
вать новое содержание - обещание вечной загробной жизни.
Постепенно восточные культы умирающих и воскрешающих богов
<искупителей> стали распространяться далеко за пределы стран
своего возникновения, а их почитатели стали считать божество, ко-
торому они покланялись, верховным, а в ряде случаев и просто
единственным богом, повелевающим природой и людьми.
Проникновение в Италию и Рим восточных культов началось еще
с конца III в. до н.э., когда стала почитаться <Великая мать> Ки-
бела и ее возлюбленный, умиравший и воскресавший Аттис. Тогда
же в Риме и Лации начали поклоняться греческому богу Дионису
(Вакху).
У После восточных походов Гнея Помпея в Италию было занесено
почитание иранского божества Митры, а с первых лет принципата
Августа все большее и большее распространение в западных про-
винциях Римской империи стал получать культ Исиды и Озириса.
Почитатели Исиды построили храмы в честь египетской богини
во многих городах Италии и устраивали два раза в год торжествен-
ные праздники. Особенно почитался осенний, когда жрецы изобра-
жали смерть бога Озириса (Сераписа), убитого злым божеством
Сетом, плач Исиды по убитому, радость по поводу воскресения Ози-
риса и его победы над врагом.
По верованиям поклонников Митры, этот бог, порожденный ска-
лой, был защитником справедливости, света, воителем пославшего
его на землю верховного божества - Ормузда. Постоянно сражаясь
с темными силами зла, возглавленными злым божеством Ариманом,
Митра убил олицетворение зла - громадного темного быка, из крови
и мозга которого он сотворил полезные для людей растения и жи-
вотных. По совершении своих подвигов Митра вознесся на небо, где
он продолжает борьбу со злом. Однако в конце существования зем-
ного мира Митра снова спустится на землю, уничтожит огнем злых
людей, а добрым - верующим в него, - даст напиток бессмер-
тия.
Чтобы заслужить благоволение Митры, его почитатели омывались
чистой водой, вкушали <священные> хлеб и вино, торжественно
праздновали день рождения бога (25 декабря). Молельни в честь
Митры с изображением его подвига (Митра убивает быка) были
разбросаны по всей Римской империи. Основными почитателями
Митры были воины, рабы и вольноотпущенники.
Широкое распространение, сначала в восточной части Римской
империи, а с1 в.н.э. в Италии получил и культ иудейского бога -
Яхве. Первоначально Яхве почитался как один из иудейских пле-
менных богов, но уже с конца VII в. до н.э. жречество храма в
Иерусалиме стало называть его верховным божеством - сотворите-
:'лем мира.
1. В эллинистическую эпоху поселения иудейских ремесленников,
ржупцов, воинов появились во многих городах Сирии, Малой Азии,
Греции, а с1 в. до н.э.-в Италии и даже в самом Риме.
Многочисленное иудейское население вне пределов собственно
удеи получило название <диаспоры>'. Где бы ни проживали вы-
>дцы из Иудеи, они продолжали почитать бога Яхве, как единое
кество.
К началу современного летоисчисления в Иудее сложилась бога-
религиозная литература, называвшаяся иерусалимским жречест-
<торой> (законом), или <священным> писанием. В <священ-
* книги входили миф о создании богом Яхве вселенной, земли,
ительного и животного мира и первых людей - Адама и Евы,
Диаспора - по-гречески - <рассеяние>.
эпические сказания о легендарных предках и древних вождях, лето-
писные своды и эротическая лирика, <пророческие> сочинения, пред-
сказывавшие освобождение с помощью посланного Яхве вождя осво-
бодителя - <мессии>, который не только освободит <народ Яхве> от
иноземного ига, но и сделает его <первым народом земли>.
Вера в появление <мессии> особенно усилилась в эпоху эллиниз-
ма, когда Иудея оказалась под властью эллинистических царей, пер-
воначально Птолемеев, а с конца III в. до н.э.- Селевкидов. ^
С 30-х годов II в. до н.э. правителями Иудеи стали цари-жрецы
(<первосвященники>) из дома Хасмонеев, опиравшиеся на совет
жрецов иерусалимского храма Яхве (<синедрион>), многочисленных
служителей храма - <левитов> и учителей ( <рабби> ) <закона> -
знатоков и толкователей <священной> литературы.
В середине 1 в. до н.э. в пылу ожесточенной междуусобной
борьбы за власть иудейские правители обратились к Помпею с прось-
бой о помощи. Римские войска вторглись в Палестину, захватили
Иерусалим и храм Яхве и превратили Иудею в зависимую от Рима
страну. Сохраняя существование синедриона и верховных жрецов
храма Яхве, позволяя им распоряжаться в вопросах религиозной
жизни и внутреннего управления, римляне назначали в Иудею ца-
рями своих ставленников. Таким <царем Иудеи> был уроженец со-
седней с Иудеей области - Идумеи - Ирод, управлявший страной
под контролем римского легата Сирии и особого уполномоченного
(<прокуратора Иудеи>) во время правления Августа.
Масса иудейского населения испытывала двойной гнет - как от
римских наместников, так и от своих собственных угнетателей, ко-
торые жили в постоянных усобицах и борьбе за власть. Кроме того,
жрецы и учителя <закона> смотрели с презрением на массу земле-
дельцев и дали ее представителям кличку - <амхаарец> (народ
земли). В свою очередь сельские жители и ремесленники ненавидели
представителей знати и <законоучителей>, которых они стали назы-
вать <фарисеями>. Постепенно в Иудее сложились три религиозно-
политические группировки - высшая жреческая знать, из которой
комплектовался синедрион и выбирались, вернее, назначались рим-
лянами верховные жрецы иерусалимского храма, - <первосвящен-
ники>, называемые саддукеи; низшее жречество - учителя и толкова-
тели <закона>, кичившиеся дотошным исполнением всех религиозных
правил, обрядов и церемоний, - фарисеи и сектанты, жившие в осо-
бых поселениях в пустынных местах, занимавшие оппозиционную
по отношению к жреческой знати и фарисеям позицию, - ессены.
О жизни и обычаях ессенов сообщает Иосиф Флавий. Он пишет, что
<... они признают бессмертие души и считают стремление к справед-
ливости высшей целью... это наилучшие люди, которые всецело от-
даются земледельческому труду... имущество у них общее, и богач
пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий бедняк... Они
не имеют ни жен, ни рабов... Живя сами по себе, они услуживают
Друг другу. Для заведывания доходами и произведениями почвы они
е помощью голосования избирают наиболее достойных лиц... послед-
ние и должны заботиться о доставке хлеба и других припасов...> '.
В конце сороковых годов текущего столетия археологи открыли
остатки поселения ессенов поблизости от северного берега Мертвого
моря и полностью подтвердили рассказ Иосифа Флавия о быте ессе-
нов. Кроме того, в пещерах побережья Мертвого моря было обна-
ружено много древних рукописей, названных по высыхающей речке
Вади-Кумран <кумранские документы>. В пещерах Кумрана, кроме
отдельных библейских сочинений, были найдены различные поуче-
ния и толкования (комментарии) на книги древних пророков, а
также аллегорические произведения, призывавшие верующих к борь-
бе с врагами. К таким произведениям относится трактат о <Войне
сынов света с сынами тьмы>. Был найден и устав общины ессенов.
Среди иудеев Палестины и других областей Восточного Среди-
земноморья существовали и другие секты - назареи и терапевты, ко-
торые, подобно ессенам, хотя и сохраняли веру в бога Яхве, но не
признавали официальных обрядов, установленных иерусалимским
жречеством.
Среди иудейских сектантов, особенно за пределами Палестины,
широкую популярность приобрели философские идеи уроженца
Александрии Египетской-Филона (ок. 20 г. дон.э.-54 г.н.э.).
В своих многочисленных произведениях Филон стремился к эклекти-
ческому объединению идей греческой философии (стоицизма, идеа-
лизма Платона и пифагорейства) с иудейскими религиозными дог-
мами, к аллегорическому истолкованию некоторых греческих мифов
и книг Биб.лии.
Согласно учению Филона, первоначалом мира и окружающей
человека действительности является <сущий> (бог Яхве) - недо-
ступный человеческому познанию и обладающий мудростью и все-
могуществом. Он творец окружающего человека чувственного мира,
который существует и развивается по воле своего творца. Божество
наполняет мир и поддерживает с ним связь, посылая в него своих
бестелесных вестников (<ангелов>). Высшим из этих посланцев <су-
щего> является-<логос> (божественное слово), который-<сын
божий>. Говоря о человеке, Филон резко противопоставлял бессмерт-
ную душу, заключенную в теле, и само тело, <душа> деятельна, а
материя тела - бездеятельна и косна. В теле все худшее, что тянет
человека к грубому, материальному миру, в душе все лучшее, что
помогает человеку приблизиться к <сущему> путем доведения своей
веры до экстаза. Филон проповедывал <подражание> божеству пу-
тем аскетизма, отречения от мирских благ, покаяния, духовного очи-
щения.
Характеризуя историческое значение философии Филона, Ф. Эн-
гельс писал: <Многочисленные дошедшие до нас сочинения.
' Иосиф Флавни. Древности, кн. XVIII, гл. 1,5.
приписываемые Филону, возникли фактически из слияния аллегори-
чески и рационалистически понятых еврейских преданий с грече-
ской, а именно, стоической, философией> *.