Еще до объявления Медиоланского эдикта, Константин издал
указ, по которому христианское духовенство было освобождено от
всех личных повинностей в пользу государства. Это было подтверж-
дено в эдикте 315 г., ограждавшем свободное проведение христиан-
ских молитвенных собраний. Представители христианской церкви и
церковные общины получили права юридических лиц. Они могли
приобретать и отпускать на свободу рабов, получать вклады и на-
следства, свободно распоряжаться своим имуществом. Христианские
церкви получили право убежища- Было запрещено привлекать хри-
стиан к участию в языческих празднествах. Но, с другой стороны,
если должность, которую занимал христианин, предполагала участие
в таких празднествах, то это ему не возбранялось. Сам Константин
продолжал оставаться язычником. У него во дворце справлялись язы-
ческие и христианские праздники. Он почитал Солнце Непобедимое,
Аполлона - Гелиоса, Христа и других богов. Однако часть язы-
ческих храмов Константин закрыл и упразднил жреческие долж-
ности при этих храмах. Были конфискованы храмовые цен-
ности.
Но среди христиан в это время усилились разногласия. Они были
порождены изменениями социального состава христианских общин.
Усиление взаимных связей между ранее разобщенными христиан-
скими общинами обнаружило разные варианты христианского веро-
учения. Недавние гонения тоже отразились на положении различных
групп христиан. В годы преследования далеко не все христиане ока-
зались достаточно стойкими. Среди поколебавшихся были и епископы.
Так, в Африке, на почве обвинений в нестойкости, проявленной кар-
фагенским епископом, возникло мощное течение против епископа,
возглавленное пресвитером Донатом и по его имени известное под
названием донатизма. Популярность Доната в Африке была так ве-
лика, что впоследствии его самого избрали епископом Карфагепа.
В этом течении в религиозной форме отразился сепаратизм африкан-
ских провинций, который никогда не удавалось полностью ликвиди-
ровать. Социальный состав последователей Доната был пестрым.
К донатистам примкнули и низшие слои африканского населения,
которые в религиозной форме выражали стихийный протест против
социального неравенства и возникшего союза христианской церкви
с Империей. Они начали объединяться в отряды и нападать на мест-
ных богачей, в особенности на ростовщиков, и даже на представи-
телей разбогатевшего высшего духовенства. Впоследствии они полу-
чили название <циркумцеллионов> (<бродящих вокруг жилищ>).
Циркумцеллионы считали себя хранителями раннехристианской доб-
родетели, когда христианство было религией бедняков. Официальная
церковь осудила движение донатистов. Правительство Константина
отнеслось к донатизму враждебно.
Почти одновременно с донатизмом в христианстве возникло дру-
гое оппозиционное течение. В Египте александрийский пресвитер
Арий выступил против утвердившегося учения о том, что Христос
равен богу Отцу. Он утверждал, что Христос не <единосущен>, а
<подобносущен> богу Отцу и существовал не извечно и является не
богом, а посредником между богом и людьми. В возникшем остром
религиозном споре главным противником Ария и сторонником орто-
доксальной христианской доктрины был епископ александрийский
Афанасий. Арианство получило распространение в Империи, так как
фактически было попыткой компромисса между христианской и ан
тичной идеологией неоплатоников с их учением о промежуточном
существе, осуществляющем связь между богом и людьми. Это была
одна из попыток осмыслить христианство с точки зрения интелли-
гентного античного язычника. Константин, поддерживавший христи-
анскую церковь, естественно, был противником всяких раздоров в
ее среде. Он стремился к примирению группировок, потому что
полемика ослабляла церковную организацию. Слабо разбираясь в
христианском учении, Константин отстаивал традиционную точку
зрения о полном равенстве Христа с богом Отцом. К тому же это
равенство укрепляло и возвеличивало власть доминуса, который, та-
ким образом, опирался на божье покровительство, а не на покрови-
тельство божьего посредника,' как это выходило согласно учению
Ария. Кроме того, Константин заподозрил в арианстве проявление
египетского сепаратизма.
В борьбе с донатизмом Константин созывал съезды - соборы
епископов еще тогда, когда был правителем западной половины
Империи. А сделавшись ее единым главой, он сразу решил созвать
собор всех епископов Запада и Востока для того, чтобы покончить
с религиозными разногласиями. Собор состоялся в 325 г. в мало-
азийском городе Никое. Он получил название 1-го Вселенского, т.е.
представлявшего не какую-либо часть или половину^ а всю римскую
<Вселенную>, всю Римскую империю. Правда, на собор съехались
преимущественно епископы ее восточной части, представителей За-
пада было мало. Но среди последних был влиятельный епископ ис-
панского города Кордубы Хозий, личный советник и друг импера-
тора Константина, сторонник ортодоксальной христианской доктрины
о <единосущности> Христа с богом Отцом. Открыл заседание еще
остававшийся язычником и великим понтификом Константин, но
деловое руководство собором он поручил епископу Хозию. Прения
на соборе были бурными. Константин настаивал на том, чтобы враж-
дующие стороны пришли к соглашению на ортодоксальной основе,
и под давлением Константина большинство епископов осудило ари-
анство. Два епископа, отказавшиеся подписать решение Никейского
собора, и сам Арий были прокляты и сосланы. Но арианство, как
и донатизм, продолжало существовать и достигло своего наибольшего
распространения после смерти Константина. Кроме того, на соборе
в Никое был принят церковный христианский календарь (распределе-
ние христианских праздников по месяцам и числам), а также была
уточнена система христианской иерархии. Епископы Рима, Алек-
сандрии и Антиохии получили звание патриархов, а первые два -
почетные звания пап. Во главе клира провинций были поставлены
архиепископы, а в городах возглавляли клир епископы, послушно
выполнявшие все указания имперской администрации.