За исключением отношения к христианству, остальные реформы
Константина, его внутренняя и внешняя политика были прямым
продолжением реформ Диоклетиана. В 314 г., сразу после прекра-
щения наиболее острого периода междоусобий, Константин провел
новую денежную реформу, устранявшую основной недостаток денеж-
ной реформы Диоклетиана. За годы, прошедшие между двумя рефор-
мами, удалось вычислить более точную стоимость золота в слитках,
в результате чего и была выпущена новая золотая монета солид -
весом в '/72 часть римского фунта. Она сделалась основной монетой
и единицей счета сначала в западной половине, а потом во всей
Империи. Стабильность новой денежной системы укрепилась еще и
потому, что в ее основу было положено одно золото. Из серебра
стали чеканить только мелкую разменную монету. Стабилизация де-
нежной системы дала возможность восстановить некоторые денеж-
ные сборы, замененные в прошлом натуральными повинностями.
Оживились денежные сделки на рынках. Но по-прежнему, кроме мо-
неты, в обращении продолжали ходить слитки золота и серебра
с клеймами финансовых чиновников, удостоверявших их вес и ка-
чество. Натуральные отношения внутри обширных императорских
хозяйств существенно не изменились.
На протяжении всего правления Константина издавались эдикты
с целью упорядочения поступления в казну налогов и обеспечения
рабочей силой сельского хозяйства и ремесел. Продолжалось начав-
шееся при Диоклетиане прикрепление к месту жительства и работы
куриалов, ремесленников и колонов. Материально ответственным за
поступления налогов от горожан - куриалам - запрещались пересе-
ления из родного города и уклонения от выполнения муниципальных
повинностей. Если обнаруживали куриалов, которым удалось посту-
пить в армию или в имперскую администрацию, то их немедленно
возвращали в свои курии, потому что их обязанности были не только
пожизненными, но и наследственными. Куриалы разорялись, так как
были обязаны из своих средств погашать недоимки по сбору нало-
гов. Ряды куриалов принудительно пополняли новыми состоятель-
ными людьми, в том числе - сыновьями ветеранов, если они по ка-
ким-либо причинам не поступали на службу в армию.
Одновременно происходило прикрепление к профессиональным
коллегиям ремесленников. Коллегии стали наследственными. В 317 г.
эдиктом Константина были прикреплены к своей профессии мастера
монетного дела. Позже были прикреплены к своим профессиям и
другие ремесленники, обслуживавшие в первую очередь армию, флот,
транспорт и население больших городов: оружейники, кожевники,
ткачи, .плотники, пекари и многие другие. В такую зависимость по-
степенно попадали и самостоятельно работавшие мастера.
Начавшееся еще при Диоклетиане прикрепление к земле колонов
продолжалось и получило законодательное оформление в конститу-
ции Константина <О беглых колонах>, изданной в 332 г. Уход коло-
нов приводил к запустению или к ухудшению обработки больших
участков земли. Это влекло к затруднениям при сборе налогов, так
как налоги могли поступать полностью только при условии полной
обработки земель. Император приказывал возвращать беглых колонов
в имения, к которым они были приписаны, и в наказание заставлять
их работать закованными в цепи, как рабов. Лица, принимавшие и
укрывавшие беглых колонов, должны были платить налоги, следуе-
мые с этих колонов. Правительство и магнаты были заинтересованы
в том, чтобы вся земля, пригодная для сельского хозяйства, была об-
работана и снабжена рабочей силой.
^Успешные пограничные войны, которые вел Константин, способ-
ствовали увеличению числа колонов за счет военнопленных - варва-
ров. Таким образом ускорялся процесс варваризации Империи. Высо-
кие налоги и злоупотребления имперских чиновников привели к воз-
никновению еще одного важного социального явления - патроциния.
Патронат - пребывание под покровительством сильного человека -
издавна был известен в Риме. Но теперь он принял особые формы
и распространение. Мелкие свободные крестьяне в деревнях, ремес-
ленники и куриалы в городах, спасаясь от административного и на-
логового гнета, добровольно переходили под патроциний местных
магнатов и становились их колонами. Свои земельные участки они
отдавали магнатам и получали их снова уже в прекарное владение.
Кроме того, такие колоны получали от принявших их под патроци-
ний господ защиту от притеснений властей.
Константин запретил хозяевам брать с колона больше, чем тот
платил ему по традиции. В случае повышения платежей колон имел
право жаловаться на своего господина в суд, а господин должен
был вернуть колону взятое сверх традиционной нормы. Такая забота
о положении колонов была продиктована общегосударственными ин-
тересами сохранения платежеспособности основных налогоплатель-
щиков.
Несмотря на упадок рабовладельческого хозяйства, рабов было
еще много и положение их ухудшалось. Эдиктами Константина хо-
зяева избавлялись от ответственности, если засекали своего раба до
смерти. Но, с другой стороны, Константин в одном из своих эдик-
тов запретил разлучать семьи рабов и приказал разъединенные семьи
рабов объединить под властью одного хозяина. ^-'
Успешно начатая Диоклетианом военная реформа была завер-
шена при Константине. Деление на пограничные и маневренные вой-
ска оставалось. Но маневренные войска, сделавшиеся военной опорой
домината, были разделены на две категории. Из общей массы манев-
ренных войск были выделены более привилегированные воинские
части - дворцовые войска, расположенные в Риме и других столи-
цах Империи. Отряды преторианцев были расформированы. Их ме-
сто заняли отряды дворцовой стражи. При Константине еще в боль-
шей степени, чем при Диоклетиане, армия пополнялась отрядами из
варварских племен, так как римское государство испытывало затруд-
нения при вербовке воинов из местного населения, постепенно при-
креплявшегося к месту жительства и профессиям. Профессия воина
тоже становилась наследственной. Но в связи с упадком среднего и
мелкого землевладения наделение земельными участками - обычная
плата за военную службу - перестала привлекать жителей Империи.
Варваризация армии отразилась на ее структуре. Размеры легионов
были уменьшены. Число начальников соответственно увеличилось.
Это было необходимо для усиления контроля над рядовым составом.
Поступавшие на римскую военную службу варвары приобретали рим-
ское гражданство. За заслуги они получали повышения, могли пере-
ходить на службу в дворцовую стражу, достигать значительных чи-
нов. Так был открыт доступ выходцам из варварских племен к выс-
шим должностям в Империи, характерный для дальнейшей истории
домината.
При Константине продолжалось развитие всей сложной полити-
ческой и административной системы домината. К концу его правле-
ния организация домината, начатая Диоклетианом, была уже в зна-
чительной мере завершена и в дальнейшем функционировала без
принципиальных изменений до самого падения Западной Римской
империи. Ряд черт домината был унаследован Византией.
Хотя тетрархия императоров была упразднена, однако деление
Империи на четыре части для удобства управления осталось. Но те-
перь эти части назывались префектурами. Ими управляли назначае-
мые императором высшие чиновники - префекты претория. Это
были сыновья Константина. Префектами претория могли быть и на-
значенные на этот пост вельможи. Должность префекта претория
была превращена в гражданскую. Командование армией было изъ-
ято из рук префектов и передано <военным магистрам>, которых
тоже было четыре: два начальника пехоты и два начальника кон-
ницы. Разделение военной и гражданской магистратур последова-
тельно проводилось при доминате с целью ослабления самостоятель-
ности местных властей, которые к тому же должны были взаимно
контролировать друг друга и обо всем подозрительном доносить по
начальству. Сохранялось деление на диоцезы и провинции. Провин-
ции состояли из нескольких небольших округов. Вся эта громоздкая
административная система была основана на подчинении низших чи-
новников высшим по рангу и, наконец, - префектам претория своей
префектуры, за исключением военных магистров. Префекты прето-
рия и военные магистры подчинялись непосредственно императору,
самодержцу, непогрешимому источнику законов. Они были также
его советниками, членами его <священного дворца>, состоявшего из
родственников императора и группы вельмож, возглавлявших раз-
личные звенья бюрократического аппарата. Среди придворных граж-
данские и военные должности также были строго разделены. При
священной особе доминуса находился высший совещательный со-
вет - консисториум, который заменил существовавший раньше со-
вет-консилиум. Этот совет назывался консисториум, потому что
его члены во время совещания стояли. Они не имели права сидеть
в присутствии императора. Всех членов консисториума назначал по
своему усмотрению доминус. Только он один имел в этом совете ре-
шающий голос. Все высшие чины в государстве были разделены на
шесть категорий. Самой низшей из них была категория мужей <вы-
дающихся>, пятую категорию составляли мужи <совершеннейшие>,
четвертая - <светлейшие>, третья - <почтеннейшие>, вторая - <сия-
тельные>, и наконец первая - <благороднейшие>. Выходцы из сред-
них слоев большей частью выслуживались только до низшей шестой
категории, следующие же пять категорий были доступны только ли-
цам сенаторского сословия, занимавших высшие должности в импер-
ской бюрократии. Все высшие управления назывались <священными>,
поскольку непосредственно зависели от священного дворца и доми-
нуса. Например, управление сбором налогов с населения называлось
<священной щедростью императора>.
Высшие начальники назывались препозитами (стоящими впере-
ди) и комитами (спутниками), подразумевается: спутниками импе-
ратора. Как правило, высшие чиновники назначались на один год.
Но их полномочия доминус мог через год продлить или перевести их
на другую должность. Среди высших чиновников процветала система
взаимного шпионажа и доносов. Дворцовые должности, названия
которых указывали на обслуживание личности императора, например
начальник священного ложа, считались наивысшими в Империи. Рос-
кошь и торжественность дворцового обихода, введенная Диоклетиа-
ном, еще более усилилась при Константине, который к драгоценной
одежде доминуса добавил еще диадему. Доминус оставался прежде
всего верховным военачальником. В этом отношении он продолжал
зависеть от армии. В периоды конфликтов военная подоплека доми-
ната становилась всегда более ясной, хотя власть доминуса, кроме
армии, подкреплялась еще развитой и централизованной бюрокра-
тией, которая контролировала армию.