Во время войны с убийцами брата Констанций II, нуждаясь в
помощнике, вызвал из ссылки старшего из пощаженных им двою-
родных братьев - Галла и назначил его наместником восточных про-
винций, даровав ему титул цезаря. Однако поведение Галла вызвало
недовольство императора. Вскоре он был смещен и казнен.
К середине IV в. из всего многочисленного рода Констанция Хло-
ра, кроме императора, уцелел лишь Юлиан. Первоначально он жил
в ссылке в Каппадокии под наблюдением местного христианского епи-
скопа, позднее ему позволили переселиться в Никомедию, где он
стал изучать творения Платона и речи современного ему языческого
ритора антиохийца Либания. Приближенные советывали Констан-
цию расправиться и с Юлианом. Последний, окруженный шпиона-
ми, вел себя крайне осторожно. Император позволил Юлиану отпра-
виться в Афины для занятий в Академии.
Однако через два года, когда на Рейнской границе создалось
опасное положение, Констанций отправил Юлиана в качестве це-
заря Запада в Галлию, рассчитывая на его гибель в войне с варва-
рами. Пока сам Констанций вел войны на дунайской границе, а по-
том в Месопотамии, отражая натиск персов, Юлиан одержал ряд
блестящих побед над германскими племенами, вторгшимися в Во-
сточную Галлию. Он вскоре завоевал авторитет в своих войсках и
у галльского населения. Ведя простой образ жизни, Юлиан разделял
с воинами труды, лишения и опасности. Он снизил налоги, соби-
равшиеся с населения Галлии, строго наказывал за злоупотребления
сборщиков податей и местных правителей. Слухи о популярности
Юлиана встревожили Констанция; не решаясь сразу отозвать Юли-
ана, император, под предлогом войны с персами, потребовал отправ-
ки большей части войск из Галлии на Восток. Приказ императора
вызвал восстание войск. Воины провозгласили Юлиана августом.
Юлиан обратился к Констанцию с просьбой о признании его сопра-
вителем, но узнал, что император собирает против него армию. Не
дожидаясь нападения Констанция, Юлиан во главе своих войск дви-
нулся на восток. Но столкновения братьев-соперников не произошло.
Констанций II неожиданно умер, и Юлиан оказался единоличным
повелителем Римской империи (ноябрь 361 г.).
Став императором, Юлиан решительно изменил религиозную по-
литику, проводившуюся его предшественниками: он порвал с хри-
стианством и восстановил язычество в качестве государственной ре-
лигии Римской империи.
Первоначально Юлиан объявил о полной свободе и равенстве всех
религиозных вероисповеданий. Он прекратил преследование иудаизма
и разрешил иудейскому жречеству восстановить храм бога Яхве в
Иерусалиме. Он возвратил из ссылки всех епископов, в том числе
и Афанасия Александрийского, сосланного Констанцием. В то же
время Юлиан приказал возвратить языческому жречеству все захва-
ченные христианами храмы олимпийских богов и возобновить в них
религиозные церемонии и жертвоприношения. Приняв пост верхов-
ного жреца, Юлиан лично совершал жертвоприношения и гадания
по внутренностям убитых животных. Одновременно он стремился
облагородить языческий культ и мораль, упорядочить организацион-
ную систему жреческих корпораций; он учредил при храмах дома
призрения.
Деятельность Юлиана вызвала недовольство не только среди хри-
стианского клира, но и среди широких слоев населения, особенно
в восточной части Империи. В Антиохии толпа фанатиков-христиан
сожгла один из языческих храмов. После этого инцидента Юлиан
стал действовать более строго. Он сурово наказал виновников разг-
рома храма. Вслед за этим был опубликован императорский эдикт,
которым христианам запрещалось занимать командные посты в ар-
мии и администрации Империи, но что еще более важно, - они не
пмели права преподавания в каких-либо школах.
Стремясь заручиться поддержкой масс населения, Юлиан облег-
чая положение городских куриалов, пытался путем раздачи конфи-
скованных у христианских общин земельных владений воссоздать
мелкое землевладение, в котором он видел средство для восстанов-
ления могущества Империи.
Одновременно он попытался сплотить вокруг себя лучших пред-
ставителей языческой интеллигенции. Он был дружен с антиохий-
ским ритором Либанием, его приближенным был историк Аммиан
Марцеллин. Он сам писал речи, письма и антихристианские пам-
флеты. Однако эта энергичная деятельность по восстановлению древ-
ней религии и культурных традиций была прервана войной с пер-
сами.
Весной 363 г. Юлиан лично возглавил римские войска на пер-
сидском театре военных действий. Перейдя р. Евфрат, римская ар-
мия двинулась в глубину персидских владений и достигла столицы
царства Сасанидов Ктезифона, но взять этот большой город штур-
мом римлянам не удалось. Пришлось снять осаду и начать отход на
север. Персы преследовали отступавшую римскую армию. В жаркий
летний день (26 июня 363 г.) Юлиан выехал без панциря на пере-
довую линию и был смертельно ранен дротиком. Через несколько
часов он умер, беседуя с окружающими на философские темы. Хри-
стианское духовенство сочинило легенду, что перед смертью он будто
бы воскликнул - <Ты победил, галилеянин!>.
Являясь поклонником древнегреческой культуры, Юлиан идеали-
зировал прошлое, казавшееся ему <золотым веком>. Он мечтал вос-
становить древнюю чистоту нравов и гражданский патриотизм. Спра-
ведливо критикуя аморальное поведение христианского клира, метко
подмечая слабые стороны христианского учения, он наивно предпо-
лагал возможность создания какого-то совершенного языческого
культа, который должен был стать орудием морального обновления
общества. Юлиан не понимал, что общественные отношения Римской
империи IV в.н. э. явились плодом длительной эволюции и повер-
нуть развитие вспять было невозможно. Не понимал он и того, что
появление и распространение христианской религии было закономер-
ным результатом религиозного развития ряда средиземноморских на-
родов. Его сторонники идеализировали Юлиана, а христианские цер-
ковники дали ненавистному им императору прозвище Апостата (От-
ступника) .
Войска выбрали преемником Юлиану военачальника Новиана.
Последний заключил мир с персами, уступив им часть римских вла-
дений в Месопотамии. Иовиан отменил все постановления своего
предшественника по вопросам религии. Христианство сделалось го-
сударственной религией. Однако вскоре Иовиан умер. На этот раз
войска провозгласили императором уроженца Паннонии грубого, но
опытного и храброго военачальника - Валентиниана. Понимая всю
сложность управления огромной державой, Валентиниан назначил
соправителем своего брата Валента (364 г.),