Во время борьбы за власть у Константина не было постоянной
резиденции. Рим еще в конце III в. перестал быть резиденцией им-
ператоров. Восточная часть империи относительно меньше, чем за-
падная, подвергалась набегам варварских племен, была более одно-
родна по своей культуре и более развита в экономическом отноше-
нии. Здесь, неподалеку от малоазийской Никомедии, столицы
августов Диоклетиана и Галерия, на европейском берегу Боспора
Фракийского, находился древнегреческий город Византий. Он стоял
на пересечении морских и сухопутных путей, на полуострове, на-
дежно защищенном природой. В него и перенес Константин из Рима
столицу Империи и дал ему новое название: Новый Рим - Констан-
тинополь. Расширение городской территории древнего Византия, по-
стройка роскошных зданий, дворцов, стадиона и ипподрома, терм и
библиотек начались около 328 г., а в 330 г. состоялось освящение
и провозглашение города новой столицей. Торжество сопровождалось
христианскими и языческими обрядами, причем император Констан-
тин был обоготворен в качестве Гелиоса, а город Константинополь
посвящен богине Тюхе - благоприятной судьбе.
В новую столицу были перевезены произведения искусства из
разных городов. В Константинополе был создан свой сенат из части
сенаторов, переселившихся из Рима и вновь назначенных Констан-
тином. Как и в Риме, была учреждена должность городского пре-
фекта. Константинопольский плебс стал пользоваться такими же
льготами, как и римский. Новая столица не была связана со старыми
римскими традициями, что было удобно для развивающегося доми-
ната. Последние годы жизни Константин провел в Константинополе
и его окрестностях. Он умер в 337 г. Незадолго до смерти он стал
христианином, приняв крещение от сочувствовавшего арианам епи-
скопа Евсевия. Сенат по традиции обожествил умершего импера-
тора.
Последние обстоятельства указывают на сохранение сложной по-
литической и идеологической обстановки во все время правления
Константина. Божественный доминус одновременно был императо-
ром милостью христианского бога.
В условиях привычного для большей части населения многобо-
жия в этой двойственности не было противоречия. По-видимому, не
ощущал его и сам Константин, несмотря на то, что своим отноше-
нием к христианству он решительно исправил ошибку религиозной
политики Диоклетиана. Но угасавшая античная религиозно-философ-
ская идеология была еще сильна, особенно в восточной половине
Империи. Поиски компромисса между античным и христианским
мировоззрением оказали влияние и на самого Константина, проявив-
шего себя сначала противником Ария, а позже, перед смертью, при-
нявшего крещение от епископа, сочувствовавшего арианам.
Система домината, выдержавшая проверку временем, получила
при Константине большую стройность и единообразие, как в цент-
ральном аппарате, так и на местах. Хотя доминус по-прежнему оста-
вался прежде всего военачальником, опиравшимся на зависимую от
него и верную ему армию, но в дополнение к этой старой опоре
римской императорской власти теперь действовали еще две разветв-
ленные и мощные силы: бюрократия и христианство. Обе они были
организационно отделены и от армии и друг от друга. Это были три
постоянные опоры домината и связующие Империю силы, которые
должны были заменять фактически отсутствовавшее социально-эко-
номическое единство. Пока светские и духовные магнаты, верхушка
господствующего класса феодализировавшейся поздней Империи нуж-
дались в поддержке центральной власти, пока бюрократический ап-
парат мог получать свое содержание за счет более или менее исправ-
ного поступления налогов и пока армия еще не была полностью вар-
варизована, система домината обеспечивала эксплуатацию и
подавление трудящихся масс внутри страны и защиту территории
от все усиливавшихся нападений варварских племен.