Римская община в начале республиканского периода была
одним из городов-государств Апеннинского полуострова. <Город-
государство> - это, как правило, небольшое рабовладельческое
государство с единственным городом - центром политической
и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными
стенами и представлял собой крепость - убежище окрестных жителей
в дни военных опасностей. Гражданами города-государства были
лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. При-
шельцы и иноземцы, а тем более рабы. не имели права владеть зем-
лей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были слу-
жить в ополчении, принимать участие в народных собраниях. Испол-
нительная власть исправлялась выборными <магистратами>.
Коллектив граждан решал политические дела на народных собра-
ниях и защищал границы своего небольшого государства, собираясь
в ополчение. Над гражданином города-государства не было давле-
ния бюрократии; сама государственная машина не представлялась
ему чем-то чуждым и страшным. Гражданин вместе со своими ра-
бами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и
выбирал магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от
врагов.
У Для гражданина города-государства было характерно чувство
свободы, сознательного выбора своих действий. Если нужно было
идти в поход, то гражданин знал, что это не прихоть должностного
лица, а суровая необходимость борьбы с врагом; если народное соб-
рание решало обложить граждан налогом, то это вызывалось необ-
ходимостью, а не произволом правительства. Главные поступки и
меры представлялись жителю города-государства понятными, реаль-
ными. К тому же принимались эти меры на народном собрании,
в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядок порождал
чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих си-
лах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отно-
шения.
Поскольку же все политические и военные вопросы решались
коллективно на народном собрании или в ополчении, то это порож-
дало чувство коллективизма, гражданской общности, мешало разви-
тию индивидуализма. Отдельная личность, ее мысли и интересы рас-
творялись в гражданском коллективе. Это не способствовало появле-
нию и развитию ярких индивидуальностей.
Для античных рабовладельческих городов-государств характерно
стремление к обособленности и замкнутости. Особенно ярко это
проявляется в жизни земледельческих общин, одной из которых был
Рим. Граждане, обрабатывая свои земельные участки, вели нату-
ральное хозяйство и не нуждались или мало нуждались в посторон-
ней помощи. Со стороны соседей могла исходить опасность земель-
ных захватов, поэтому граждане античных городов-государств обычно
находились в натянутых отношениях как раз с ближайшими сосе-
дями. Эта натянутость еще более усиливала замкнутость общины,
ее враждебность, направленную вовне, ее агрессивность. Этим, в
частности, объясняется тесная связь гражданской и военной органи-
зации в античных общинах.
Агрессивность общины и ее замкнутость порождали застойность,
замедленный темп развития хозяйства, общественных отношений и
культуры, определяли консерватизм мышления и идеологии. Граж-
дане общины, мелкие землевладельцы, занятые тяжелым сельскохо-
зяйственным трудом, стремились не к заимствованию новых мыслей
и идей, а к сохранению дедовских нравов и обычаев, с опаской от-
носились ко всему иноземному. Привязанность к своему местному,
дедовскому, исконному - одна из ярких особенностей идеологии
аграрного города-государства.
Кризис общественного строя города-государства начался с про-
никновения в среду гражданства пришлых элементов, которые стояли
вне общинной политической и военной организации. Развивающееся
рабство и социальное расслоение самого гражданства разлагали по-
лисные порядки и учреждения.
Постепенно, по мере развития римских завоеваний римская об-
щина, город-государство, расположенное на Тибре, сменилось громад-
ной державой, включавшей весь Апеннинский полуостров и многие
заморские территории с многомиллионным населением, многими го-
родами, сложным хозяйством, разными классами, постоянной армией,
сложным государственным аппаратом.
Разложение античного города-государства привело к кризису и
идеологию его гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и
рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности кол-
лективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность.
Старинные дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в
римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеоло-
гия и религия.