Во второй четверти первого тысячелетия^) н.э., когда италики,
иллирийцы и лигуры жили еще в условиях первобытио-общинного
строя, у этрусков сложилось классовое общество и возникли при-
митивные формы государственной организации.
Не исключено, что раньше всего этруски обосновались на во-
сточном побережье Апеннинского полуострова в области к югу от
нижнего течения р. Падуса, а несколько позднее расселились в до-
лине р. Арнуса и далее на юг до р. Тибра в той части полуострова,
которая получила в древности название Этрурии, а сейчас назы-
вается Тосканой.
Главной отраслью хозяйства в Этрурии было земледелие. Есте-
ственное плодородие почвы, использование железных орудий и
строительство дренажных сооружений позволили этрускам собирать
богатые урожаи зерновых, льна и винограда. Запасы меди, олова
и железа на Ильве послужили основой для развития ремесленной
металлургии и металлообработки. Этруски создали керамическое
производство; они выделывали сосуды черного цвета (так наз. бук-
*вро) и славились техникой обработки камня. Важное место в
экономике этрусков занимала торговля. Развитию внутрииталийских
связей способствовали ежегодные ярмарки, которые проводились в
роще Феронии.
Особое значение имела торговля металлическими изделиями.
Этруски продавали железные изделия даже за пределами Италии.
Сначала вывоз металла из Этрурпи осуществлялся италийскими гре-
ками. Но с VII в. до н.э. этруски вели торговлю самостоятельно и
сделались для народностей северной и средней части Апеннинского
полуострова поставщиками заморских товаров. О разветвленности
внешнеторговых связей этрусков свидетельствует богатый заупокой-
ный инвентарь их погребений.
Этрусские погребения многочисленны и хорошо изучены. Наи-
более хорошо сохранились вырубленные в скалах усыпальницы зна-
ти - камерные гробницы. Над некоторыми из них насыпаны круг-
лые холмы. Стены гробниц украшены фресками, а погребальные
комнаты наполнены богатыми приношениями. Археологи обнаружили
в гробницах египетские сосуды, страусовые яйца с изображением
сфинксов, изделия из слоновой кости, золотые и серебряные сосуды
из Сирии и с Кипра, греческие, коринфские и аттические черно- и
краснофигурные вазы и бусы из янтаря, привезенного с побережья
Балтики '.
Трудоемкие работы по осушению почвы и строительству горо-
дов, скальных гробниц в древности всегда предполагают применение
подневольного труда. Этрусские некрополи ^ хранят следы ритуаль-
ных убийств рабов. О наличии в этрусском обществе рабов свиде-
тельствуют также сообщения ангичных историков об огромном коли-
честве слуг в домах богатых этрускон н обычае погребальных обря-
Дов, когда рабов заставляли драться насмерть во время похорон
господина.
Рабы, видимо, не были единственным эксплуатируемым слоем на-
свлевия в Этрурии. Античные авторы упоминают зависимых людей
* Единственным районом местонахождения янтаря в Европе является
режье Балтийского моря от Клайпеды до Калининграда.
'Некрополь>-с греческого -<город мертвых> (кладбище).
Рисунок с египетскими мотивами
на этрусском серебряном кубке
из числа обедневших этрусков или покоренного ими населения.
Правящим слоем в этрусском обществе были лукумоны, из среды
которых выходили военные вожди и жрецы. Из знатных родов на
юге Этрурии выделялся род Тарквиниев, давший название одному
из городов. Позднее представители рода Тарквиниев жили в городах
Цэре и Риме. Род был отцовский, но женщина занимала почетное
место в семье. В надписях наряду с именем отца этруски упоми-
нали имя матери.
Имущественное расслоение и неравенство порождали попытки
социального протеста. Одной из форм возмущения обедневшего
люда, лучше всего освещенной в источниках, была эмиграция. Эми-
гранты группировались вокруг каких-нибудь вождей, потерпевших
неудачу в политической борьбе, или смелых авантюристов, стремив-
шихся найти счастье на чужбине. Об одном из таких - Авкне из
г. Перузия - рассказывают древние легенды. Авкн, сын или брат
основателя Перузии, собрал дружину и отправился на север в до-
лину реки По, где заложил город Фельзину (совр. Болонья).
Этрурия не представляла собой единого государства, а была со-
вокупностью отдельных городов-государств. Некоторые из них объ-
единялись в союзы. Античная традиция приписывает этрускам созда-
ние трех двенадцатиградий, т.е. союзов 12 городов. Но городов
было больше. Наиболее известен союз 12-ти
городов собственно Этрурии (совр. Тоска-
ны). Союз носил религиозный характер и
не был прочным, так как входящие в него
города часто враждовали между собой.
Центром союза был г. Вольсинии со святи-
лищем, посвященным главному этрусскому
божеству Вертумну. Здесь происходили
ежегодные празднества и выбирался глава
союза. Другими значительными городами
были Вейи, недалеко от Рима, и располо-
женные в плодородных долинах Клузий,
Перузия, приморский город Популония, в
которой перерабатывалась железная руда с
близлежащего о. Ильва, Тарквинии и Цэре<
Большинством этрусских городов управ-
ляли цари. Цари одевались в тогу с пурпур-
ной каймой, восседали на украшенном сло-
новой костью, так называемом курульном
кресле. Во время торжественных выходов
их сопровождали стражи, несшие на плече
связки прутьев с воткнутым в них боевым
топором, называвшиеся фасциями. Все эти
пышные атрибуты власти были затем заим-
ствованы римлянами.
Постепенно в большинстве этрусских
городов цари были заменены выборными
должностными лицами -зилахами, маруну-
хами, пуртнами, которые выбирались из
среды знати.
Бронзовая
этрусская
статуэтка из Спины
Этруски были смелыми мореходами, и
их прибрежные города имели боевые ко-
рабли. Каждый город располагал сухопут-
ным войском. Основной частью его были
воины, вооруженные бронзовыми шлемами
щитами и оснащенные длинными копьями
> мечом.
Знать составляла отряды колесничих.
Потребность в новых землях и рынках, а также обострение со-
циальных противоречий влекли этрусков на путь колонизации.
Стремление освободиться от посредничества италийских греков в
торговле с Востоком привело в VI в. до н.э. к захвату восточных
берегов о. Корсики и Сардинии, ряда прибрежных пунктов в
Кампании, которая затем была колонизована этрусками. Здесь
было образован союз этрусских городов во главе с Капуей. Наибо-
лее значительными из них были: Нола, Геркуланум и Помпеи.
Крупными этрусскими центрами в Северной Италии были города
Атрия и Мантуя, находившиеся на торговых путях в область вене-
тов и к Альпам, Фельзина, порт Спина и др. В Паданской Этрурии
было сильным культурное влияние греков. В некоторых городах
греки составляли значительную часть населения и входили в состав
правящей группировки, например в Спине.
Если на севере этруски мирно делили с греками господство на
Ардиатическом побережье, то в Кампании их соперничество приво-
дило к острым конфликтам. Естественным союзником этрусков про-
тив греков был Карфаген, претендовавший на господство в Запад-
ном Средиземноморье. В 5.35 г. до п.э. карфагеняне и этруски, объ-
единившись, нанесли грекам поражение в морском бою при Алалии
(Корсика). В результате этой победы этруски распространили свою
власть на всю Корсику.
Первая половина VI в. до н.э.- время максимального расцвета
этрусских городов и их экспансии в Италии. Однако в 524 г. до н.э.
этруски были разбиты греками сначала в Кампании, затем в Лации,
а в 474 г. до н.э. в морском бою близ Кум. В конце VI в. до н.э.
падает влияние этрусков в Лации, а затем и на севере, где на этрус-
ские города обрушились кельты, ворвавшиеся в долину реки По
через перевалы в Восточных Альпах.
С чем же связано падение этрусской гегемонии в Италии? Пре-
жде всего, с внутренней слабостью этрусских городов-государств:
социальные противоречия подтачивали их изнутри. Не было крепкой
связи и между отдельными городами. Взаимное соперничество раз-
общало и ослабляло их, не позволяло создать единый фронт про-
тив италиков, греков и, позднее, кельтов. Неблагоприятно сказыва-
лось изменение ситуации в Восточном Средиземноморье: греко-пер-
сидские войны подрывали экономику этрусских городов, благосо-
стояние которых зависело от торговли с Востоком.
Однако, несмотря на падение политического могущества этрус-
ков, их культурное влияние оставалось доминирующим в северной
и средней частях полуострова до конца IV в. до н.э.
Большим признанием пользовались в древнем мире этрусские
прорицатели - гаруспики, носители этрусского учения, изложенного
в <Священных этрусских книгах>, известных нам по упоминаниям
античных авторов. <Священные книги> содержали предписания от-
носительно гаданий по внутренностям животных, по сверканию мол-
ний, по освящению городов и храмов и т.п.
Этруски считались искусными градостроителями. Они создавали
города по определенному плану, совершая при этом особые церемо-
нии, которые впоследствии были восприняты римлянами. Границы
будущего города намечались бороздой, вспаханной плугом, запря-
женным коровой и быком. На местах, отведенных для городских во-
рот, плуг поднимался и борозда прерывалась. Города обносились
мощными каменными стенами и делились на кварталы. В центре
стоял храм, окруженный колоннами. Храм украшали изображения
богов и открытая площадка для гаданий.
Боги этрусков гневны и загадочны. Поэтому люди вынуждены
постоянно угадывать их волю и приносить им жертвы (вплоть до
человеческих жертвоприношений). Самым могущественным божест-
вом этруски считали Вертумна, затем шли Тиния, Уни и Мнерва,
которые впоследствии были введены в римский пантеон в качестве
капитолийской триады (Юпитера, Юноны и Минервы). На почве
культа мертвых у них возникла вера в загробный мир, наполнен-
ный, как и земной, духами, большинство которых - злые и ко-
варные.
Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм.
Саркофаги знати обычно украшались скульптурами усопших. Изоб-
ражения передают индивидуальные особенности без всяких при-
крас - грубость черт, излишнюю полноту и т.п.
В этрусской культуре легко обнаруживаются восточные элемен-
ты. Камерные гробницы и в архитектурном и в техническом отно-
Ивниях напоминают могильные склепы Малой АЗИИ: мотивы и тех-
-ка изображений борющихся между собой диких зверей, львов и
негров, нападающих на коз и ланей, воспроизведение сфинксов, хи-
мер крылатых богов на саркофагах и утвари имеют свои прото-
Х в Передней Азии. Но с течением времени этрусская культура
больше впитывала греческие элементы. Этруски подражали гре-
Изображение
этрусского
божества
(<Аполлон>
из Вей)
Статуэтка.
дней, несущий своего отца
Анхиза
кам в формах и орнаментах керамики. Заметной эллинизации под-
верглась духовная культура Этрурии. Этрусские божества приобре-
тали черты и функции греческих; образы греческой мифологии -
например, Геракл - и мотивы гомеровского эпоса были усвоены
этрусками.
В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские
племена и народности и, в частности, на римлян, в культуре кото-
рых прослеживается влияние этрусков: типы храмов, почитание
этрусских божеств, парадная мебель царей и старейшин, фасции у
спутников магистратов и т.д.