Граница с Тибетом, протяженностью ок. 800 км, была предметом споров до 1961, когда по договору между Китаем и Непалом к последнему отошла территория площадью ок. 780 кв. км. Демаркационная линия была проведена по гребню Главного Гималайского хребта с такими вершинами, как Джомолунгма (Эверест) и Макалу; соответственно непало-китайская граница считается самой высокогорной в мире. Граница с Индией была зафиксирована Сегаулийским договором, подписанием которого 4 марта 1816 закончилась англо-непальская война 1814-1816.
В административном отношении страна разделена на 75 округов, которым предоставлена некоторая степень автономии в решении местных дел. В каждом округе электорат проводит собрания, которые выбирают органы исполнительной власти.
История основной долины Непала и округов Палпа и Бутавал восходит в легендах к 500 до н.э. До сравнительно недавнего времени она сводилась к междоусобицам знатных кланов, консолидации территории в рамках единого королевства и превращению страны в пристанище для беженцев, вынужденных покидать равнины Индии. С 8 по 11 вв. в Непал устремляются буддисты, чтобы избежать принудительной индуизации. Аналогичный поток формируют с 14 по 17 в. индусы высоких каст из североиндийских провинций. Все эти пришельцы заняли видное общественное положение в нескольких мелких княжествах, существовавших в Малых Гималаях. Среди них самым мощным стало Горкха, расположенное непосредственно к западу от долины Катманду. Из этого скромного горного района закрепившаяся там династия Шах, которая происходила от индусской касты воинов, предприняла территориальную экспансию в разных направлениях. Она установила интенсивные торговые, религиозные и политические связи с новой тибетской династией, воцарившейся в Лхасе. Примерно в 639 тибетский монарх взял в жены дочь непальского государя Бри-Цтун. Этот брак способствовал распространению буддизма в северном Непале и Тибете и упрочению экономических отношений между странами.
Правление семейства Шах. Во второй половине 18 в. правитель княжества Горкха Притхви Нараян Шах, используя междоусобные распри властителей долины Катманду, сумел захватить ее. Армия гуркхов покорила территорию, выходящую далеко за границы современного Непала. Однако ее вторжение в Тибет было остановлено тибетскими и китайскими войсками в 1792, а продвижение на юг — вооруженными силами британской Ост-Индской компании в 1816. По Сегаулийскому договору, Непал был вынужден уступить англичанам свои западные земли, район тераев и часть Сиккима, которыми непальцы завладели ранее. Договор предусматривал также постоянное пребывание английского резидента в Катманду.
Правление семейства Рана. Первая половина 19 в. ознаменовалась соперничеством ведущих феодальных родов. Кульминацией стало возвышение в 1840-х годах семейства Рана, влиятельный представитель которого Джанг Бахадур Рана, пользовавшийся поддержкой армии, был объявлен премьер-министром. При нем непальские войска совершили удачную вылазку в Тибет, который по соглашению 1854 обязался выплачивать Непалу ежегодную дань. В 1857-1858 Джанг Бахадур возглавил непальский воинский контингент, принявший участие в подавлении восстания сипаев в Индии. В награду Непалу была возвращена часть утраченных в 1816 территорий, включая район тераев. При Джанг Бахадуре король передал ему все права на управление государством и пожаловал титул махараджи. Джанг Бахадур сумел также сделать пост премьер-министра наследственным, который старейшины семьи Рана занимали в дальнейшем на протяжении почти ста лет, превратив короля в чисто номинальную фигуру. Рана умышленно стремились изолировать Непал от остального мира, но укрепляли отношения с британскими властями в Индии и далай-ламой в Тибете.
20-е столетие. Оппозиция к власти семейства Рана нарастала в 1940-х годах, поскольку демократическое движение в независимой Индии начало оказывать свое воздействие и на Непал. В 1950 произошел дворцовый переворот, осуществить который помогли непальцы, находившиеся в эмиграции на территории Индии. В результате Рана были отрешены от кормила правления, и король превратился в полноправного монарха. Было создано многопартийное правительство, но король Махендра спустя некоторое время решил, что тем самым сужаются его прерогативы. В 1959 была обнародована демократическая по форме конституция, которая, однако, сохранила все основные привилегии главы государства. В 1960 состоялись выборы в новосозданную Национальную ассамблею, на которых партия умеренного толка Непальский конгресс неожиданно завоевала большинство депутатских мандатов. Ее лидер Б.П.Коирала занял пост премьер-министра. В конце 1960 Махендра выразил свою неудовлетворенность политической и экономической деятельностью правительства, после чего Непальский конгресс был распущен, а Коирала арестован. Король возложил на себя всю полноту власти. На смену парламенту пришла система панчаятов. Непальский конгресс попытался силой восстановить прежнее положение дел, но многие его лидеры были заключены в тюрьму, а большинству пришлось скрыться в Индии. Там они приступили к реорганизации партийных структур, опираясь на крупные общины этнических непальцев в штатах Западная Бенгалия, Бихар и Уттар-Прадеш. В 1962 вступила в действие новая конституция, внесшая некоторые изменения в систему панчаятов. В 1960-х годах король Махендра выдвинул несколько программ экономических преобразований, усилил самостоятельность местных органов самоуправления и амнистировал в 1968 политических заключенных. Однако деятельность политических партий была запрещена, и все решения принимались автократическим путем. В середине 1960-х годов была проведена аграрная реформа с целью передать земли крупных помещиков крестьянам, но на практике она охватила очень незначительную часть территорий. Все это не способствовало популярности системы панчаятов среди населения страны.
Махендра умер в 1972, и престол унаследовал его старший сын Бирендра. Им были первоначально предприняты меры по демократизации управления страной, но без сколько-нибудь заметного перераспределения властных полномочий. Затем, под давлением выступлений студентов и уличных демонстраций в городах, Бирендра назначил в 1980 референдум по вопросу о будущем системы панчаятов. Согласно официальным данным, 55% электората высказались за ее сохранение, 45% — против, но в действительности соотношение голосов было почти равным. Король восстановил парламент, но не разрешал деятельность политических партий.
В феврале 1990 Непальский конгресс и Коммунистическая партия начали политическую кампанию против системы панчаятов, опираясь на поддержку населения долины Катманду и многих местностей в зоне тераев и Малых Гималаях. Вопреки запрещению Движения за восстановление демократии, которое объединило главные партии, демонстрации протеста продолжались в течение двух месяцев. 6 апреля 1990 король Бирендра дал согласие на функционирование партий и отказался от права на неограниченную власть. Было сформировано временное правительство во главе с представителем Непальского конгресса (НК) К.П.Бхаттараи, включавшее также коммунистов и борцов за права человека. Два члена кабинета были названы королем. В июне 1990 Индия прекратила свой 15-месячный конфликт с Непалом, приведший к закрытию 13 из 15 пограничных пропускных постов. Конституция 1990 предусматривала подотчетность правительства парламенту. В результате выборов 1991 кабинет министров был сформирован из членов НК во главе с Г.П.Коирала. По итогам избирательной кампании 1994 было создано коалиционное правительство, которое возглавил лидер Коммунистической партии Ман Мохан Адхикари. Оно продержалось с декабря 1994 по сентябрь 1995. На смену ему пришло коалиционное правительство, в котором главную роль играли члены НК.
На протяжении 1990-х годов в работе коалиционных правительств принимали участие четыре главные политические партии страны — Непальский конгресс, Объединенная марксистско-ленинская партия (ОМЛП), Национальная демократическая партия (НДП) и Садбхавана Паришад ( «Собрание доброй воли»). Действовавший до декабря 1998 кабинет министров имел поддержку умеренного НК и радикальной Марксистско-ленинской партии, которая откололась от ОМЛП в 1998. Министры-члены МЛП подали в отставку 10 декабря 1998, и премьер Коирала включился в переговоры по поводу формирования нового коалиционного правительства. В марте 1999 в стране прошли парламентские выборы.