Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь
не к теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высо-
кого уровня развития достигла в Риме агрономия. Сохранилось не-
сколько сельскохозяйственных трактатов - Марка Порция Катона
(II в. до н.э.), Теренция Варрона (1 в. до н.э.), где тщательно и
глубоко исследуются различные агрономические проблемы.
Римский архитектор Витрувий написал специальный трактат <Об
архитектуре> в 10 книгах. Этот трактат свидетельствует о высоком
уровне римской архитектурной мысли.
Бурные события последнего столетия Республики, ожесточенная
политическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате,
способствовали развитию ораторского искусства и риторики. Появ-
ляются руководства по риторике, где излагались основные правила
ораторского искусства. Несмотря на сильную зависимость от грече-
ских образцов, римская риторика смогла преодолеть их и сказать
здесь новое слово. Из руководств по риторике нужно назвать ра-
боту неизвестного автора <Риторика к Гереннию> (некоторые при-
писывают ее составление Цицерону) и несколько работ Цицерона -
<Брут>, <Об ораторе>.
Большое развитие получила наука о праве: правоведение, или
юриспруденция. Первые исследования появились еще во II в. до
28э
н.э., ав1 в. до н.э. существовала уже солидная юридическая ли-
тература. Особенно нужно отметить 18 книг <Гражданского права>
и <Дефиниции> Квинта Муция Сцеволы (они, к сожалению, не со-
хранились). Самые разнообразные юридические вопросы затрагива-
лись в многочисленных речах Цицерона.
В 1 в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились спе-
циальные исследования по грамматике, об употреблении букв, воз-
никновении латинского языка, филологические комментарии к ко-
медиям и трагедиям писателей II в. до н.э. Наиболее крупными
специалистами в области римской филологии были Нигидий Фигул,
написавший обширные грамматические комментарии, и его ученик
Теренций Варрон, автор сочинения <О латинском языке> и многих
других произведений. ^
Как огромное римское государство состояло из многих разнород-
ных частей, еще механически связанных между собой и не слив-
шихся в органическое единство, так и римская культура позднерес-
публиканской эпохи представляла собой соединение многих начал-
этрусского, исконно римского, италийского и греческого. Составной
характер римской культуры объясняет эклектизм многих ее сторон.