Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
21.11.2024, 14:54
Главная Ливан Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Новая история старой Европы [183]
400-1500 годы
Символы России [100]
Тайны египетской экспедиции Наполеона [41]
Индокитай: Пепел четырех войн [72]
Выдуманная история Европы [67]
Борьба генерала Корнилова [41]
Ютландский бой [84]
“Златой” век Екатерины II [53]
Последний император [54]
Россия — Англия: неизвестная война, 1857–1907 [31]
Иван Грозный и воцарение Романовых [89]
История Рима [79]
Тайна смерти Петра II [67]
Атлантида и Древняя Русь [127]
Тайная история Украины [54]
Полная история рыцарских орденов [40]
Крестовый поход на Русь [62]
Полны чудес сказанья давно минувших дней Про громкие деянья былых богатырей
Александр Васильевич Суворов [29]
Его жизнь и военная деятельность
От Петра до Павла [46]
Забытая история Российской империи
История древнего Востока [828]

Популярное
Коренное население Италии
Ген. -м. Бороздин ген. Барклаю де-Толли
Золотая середина
Филипп Македонский. Демосфен
Карл
Давид побеждает Голиафа
Самые-самые

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 7
Пользователей: 1
historays

Форма входа


ЛИВАН, Ливанская Республика, государство в Западной Азии на восточном побережье Средиземного моря. Граничит на севере и востоке с Сирией, а на юге с Израилем. Бльшую часть Ливана занимает одноименный хребет, от которого и произошло название страны. Территория Ливана вытянута вдоль побережья на 210 км. Ширина ливанской территории составляет от 30 до 100 км. В административном отношении она поделена на 5 провинций (мухафаз): Бейрут с окрестностями, Горный Ливан, Северный Ливан, Южный Ливан.
От античной эпохи до арабского завоевания. Уже в III тысячелетии до н.э. на побережье существовали города-государства, населенные финикийцами мореходами и торговцами. Важнейшими из них были Тир (совр. Сур), Сидон (совр. Сайда), Берит (совр. Бейрут) и Библ, или Библос (совр. Джубейль). В течение почти четырех веков, начиная с 16 в. до н.э. они находились под властью египтян. Финикийцы, особенно после 12 в. до н.э., когда их города-государства обрели независимость, основали множество колоний на побережье Средиземного моря, особенно в Тунисе (в частности, Карфаген), на западе Сицилии, на Сардинии, в южной Испании, Алжире и Марокко.
В 6 в. до н.э. финикийские города-государства были захвачены Персией. В 4 в. до н.э. их покорил Александр Македонский, а впоследствии они перешли во владения Селевкидов. После завоевания Египта и Сирии в 1 в. до н.э. Римом они подпали под его власть, а сама эта территория была включена в состав провинции Сирия.
Финикийские прибрежные города играли большую роль в экономической жизни Средиземноморья, по которому пролегали важные торговые пути вплоть до 7 в., когда Сирия, Египет и Северная Африка были завоеваны арабами. Мало что известно об истории горных районов Ливана в тот период, хотя развалины многочисленных римских поселений обнаружены на прибрежных холмах. Во внутренней области, у подножия хребта Антиливан, в плодородной долине Бекаа, находился город Баальбек — важный торговый и транспортный узел. В период правления Селевкидов и особенно в римское время Баальбек, называвшийся тогда Гелиополисом, был процветающим городом.
После того как арабские завоеватели овладели Сирией между 634 и 639 н.э., финикийские прибрежные города превратились в маленькие поселения, тогда как поселения внутренних районов Сирии — Халеб (Алеппо), Хама, Хомс и Дамаск — стали быстро развиваться как центры новой власти. Тем временем арабские завоеватели все более активно расселялись в горных районах Ливана, получающих достаточно атмосферных осадков и располагающих плодородными землями. Сильно пересеченный характер рельефа делал эту местность труднодоступной, в силу чего она неоднократно служила убежищем для преследуемых общин. Между 7 и 11 вв. в Северный Ливан из долины р. Эль-Аси (Оронт) переселилась христианская община монофелитов, известных как марониты. В начале 11 в. тайная шиитская секта, проповедовавшая о божественном происхождении аль-Хакима, фатимидского халифа Египта (996-1021), начала вербовать сторонников среди крестьян Сирии и особенно юга Ливана. Последователи Хакима стали называться друзами по имени одного из основателей секты Муххамада ад-Дарази.
Средние века. После захвата Библа в 1102 и Триполи в 1109 графом Раймоном де Сен-Жиллем и его преемниками и овладения Бейрутом и Сидоном в 1110 королем Иерусалимским Балдуином I все побережье Финикии, а также бльшая часть горных районов страны оказались в руках крестоносцев. Приморские и горные местности к северу от Библа вошли в состав графства Триполи, а Бейрут и Сидон с их землями стали ленами Иерусалимского королевства.
Крестоносцам Сидона удалось установить свое господство над соседней горной территорией Шуф, из Бейрута они контролировали лишь узкую прибрежную полосу. В горном районе Эль-Гарб, примыкающем к Бейруту, им успешно противостояли друзы под предводительством дома Бухтур. В знак признания заслуг друзов в борьбе с крестоносцами мусульманские властители Дамаска согласились с верховенством клана Бухтур в Эль-Гарбе. После изгнания крестоносцев из Сирии в 1291 клан Бухтур утвердился в Бейруте, и его представители поступили на службу к мамлюкам, правившим в то время в Египте и Сирии, в качестве кавалерийских офицеров и наместников. Мамлюки признали права Бухтуров на Гарб.
В северном Ливане марониты наладили отношения с крестоносцами. К концу 12 в. они согласились отказаться от монофелитства, заключили унию с Римом и признали верховенство папы.
Правление мамлюков и турок-османов. В период господства мамлюков, продолжавшийся с 13 до 16 в., северный Ливан входил в состав провинции Триполи; южный Ливан (Бейрут и Сидон) вместе с долиной Бекаа составлял округ Баальбек, один из четырех в провинции Дамаск. В провинции Триполи главы маронитских деревень, или мукаддамы, традиционно сохранявшие верность маронитскому патриарху, получили от мамлюков право собирать налоги, так что вмешательство в их внутренние дела было минимальным. В высокогорном районе Бшерри усилилось одно из семейств местных мукаддамов, которое взяло на себя защиту маронитских патриархов; оно сохраняло свое влияние до начала османского периода в истории страны. В южном Ливане и долине Бекаа мамлюки поддерживали туземных друзских и мусульманских вождей, или эмиров, таких как кланы Бухтур в Гарбе, Маан в Шуфе и Шихаб в Антиливане, чьи права на управление подвластными им территориями были подтверждены мамлюками. После завоевания Сирии и Египта османами в 1517 организация местной власти в Южном Ливане в целом осталась прежней. К концу 16 в. Мааны, эмиры Шуфа, были признаны верховными вождями друзов, а глава их семейства Фахр ад-Дин установил свою власть над всем южным Ливаном и долиной Бекаа.
Начало новой истории Ливана обычно датируют возвышением Фахр ад-дина II Маана (годы правления 1590-1635). Этот выдающийся государственный деятель постепенно подчинил себе населенные маронитами территории северного Ливана, а также значительную часть внутренних районов Палестины и Сирии. В своих ливанских владениях он стимулировал развитие шелководства, открыл порты Бейрута и Сидона для европейских купцов, добился помощи итальянцев в модернизации сельского хозяйства. Эмир благоволил лояльным и трудолюбивым христианам, особенно маронитам, и побуждал их переселяться на юг Ливана для расширения там шелкового производства. Поощряемое им политическое и экономическое сотрудничество между ливанскими христианами и друзами в дальнейшем послужило основой для возникновения ливанской автономии.
Независимость и достижения Фахр ад-Дина привели к росту напряженности в отношениях с Османской империей. В 1633 войска эмира были разбиты, а сам он попал в плен и позднее был убит в Стамбуле. Однако к 1667 его внучатый племянник Ахмед Маан сумел восстановить власть семейства Маанов над южным Ливаном и маронитским районом Касраван в центральной части страны, создав Ливанский эмират, ставший ядром современного Ливана.
В 1697, после смерти Ахмеда Маана, у которого не было сыновей, власть над эмиратом с одобрения Османов перешла к Шихабам из Антиливана, мусульманским родственникам друзских Маанов. К 1711 Шихабы кардинально изменили систему управления эмирата с тем, чтобы сохранить в нем свою власть. Позднее в том же веке правящая ветвь семейства приняла христианство и стала маронитами, что отражало усиливавшееся влияние этой общины. При эмирах Юсуфе (годы правления 1770-1789) и обратившемся в христианство Башире II (годы правления 1789-1840) власть Шихабов распространилась на север, включая весь Горный Ливан.
Башир II, выдающийся правитель из династии Шихабов, вступил в союз с пашой Египта Мухаммадом Али с целью ограничить при поддержке Египта власть различных местных правителей. В 1840 османы с помощью английских и австрийских войск разбили Мухаммада Али и сместили Башира II. Его преемник Башир III уже не мог контролировать друзских лидеров в южном Ливане и в следующем году покинул свой пост, положив тем самым конец существованию Ливанского эмирата. Прямое османское правление на этой территории так и не смогло укрепиться. Действия маронитов по реставрации эмирата усилили подозрения друзов, выступавших против этой политической акции. В 1842 Горный Ливан был разделен на два административных района, или каиммакамийи: Северную во главе с местным христианским губернатором и Южную под управлением друзов. Христиане, составлявшие к тому времени большинство на юге, выступили против такого раздела, и в 1845 между христианами и друзами вспыхнула война. После военно-политического вмешательства правительства Османской империи административная реформа все же была проведена. В 1858 маронитские крестьяне в Северной каиммакамийе подняли восстание против маронитской аристократии и добились отмены ряда ее привилегий. В 1860 ободренные этим событиями крестьяне христианского вероисповедания на юге стали готовить мятеж против друзских феодалов. Конфликт носил религиозную окраску. Друзы устроили резню, в которой погибло более 11 тыс. христиан.
Под давлением европейских держав, особенно Франции, традиционно защищавшей маронитов, османское правительство в 1861 ввело в Горном Ливане так называемый Органический статут. Горный Ливан был интегрирован в единый автономный район-мутасаррифийю, во главе с османским губернатором-христианином, или мутасаррифом, назначавшимся султаном с одобрения европейских держав. В качестве совещательного органа при губернаторе был создан административный совет, избиравшийся из представителей различных ливанских общин пропорционально их численности. Были ликвидированы основы феодальной системы; всем подданным были гарантированы гражданские свободы; на новую администрацию было возложено судопроизводство и исполнение законов. Данная система, с небольшими изменениями, внесенными в 1864, доказала свою жизнеспособность и просуществовала вплоть до 1915. Под руководством мутасаррифов Ливан развивался и процветал. Католические миссионеры из Франции и протестантские миссионеры из Америки и Великобритании основали в стране сеть художественных школ и колледжей, что сделало Бейрут одним из ведущих образовательных и культурных центров Османской империи. Развитие издательского дела и издание газет положили начало возрождению арабской литературы.
Французский мандат. В 1915, вскоре после того как Турция выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии в войне против стран Антанты (Великобритании, Франции и России), действие Органического статута для горного Ливана было приостановлено, а вся власть перешла к турецкому военному губернатору. После победы Антанты в 1918 Бейрут и Горный Ливан, вместе Сирией были оккупированы французскими и британскими войсками. Верховный комиссар Франции в Бейруте генерал Анри Гуро присоединил к Горному Ливану прибрежные города Триполи, Бейрут, Сидон и Тир, долину Бекаа, а также территории, примыкающие к Триполи и Тиру, и провозгласил создание Государства Великий Ливан. Новое государство находилось под управлением французского губернатора, при котором действовал выборный Совет представителей, обладавший совещательными функциями. В 1923 Лига наций выдала Франции мандат на управление Ливаном и Сирией. В 1926 была разработана и принята конституция, согласно которой Государство Великий Ливан преобразовывалось в Ливанскую Республику.
В 1926 пост президента Ливанской Республики занял православный Шарль Диббас, но начиная с 1934 президентами Ливана избирались только марониты. После 1937 премьер-министрами назначались лишь мусульмане-сунниты. Нормой стало распределение должностей в правительстве и мест в однопалатном парламенте среди представителей различных религиозных общин в пропорции, приблизительно соответствовавшей их численности в стране. С 1943, когда было заключено соглашение о принципах государственного устройства Ливана, известное как «Национальный пакт», места в парламенте распределялись между христианами и мусульманами в соотношении 6 к 5, так что общее число депутатских мандатов было кратным одиннадцати.
Население Ливанской Республики почти в равной мере составляли христиане и мусульмане. Большинство суннитов, проживавших в различных частях Великого Ливана, находилось под влиянием сирийского национализма. Они враждебно отнеслись к французской оккупации и выступили за включение Ливана в состав Сирии. С другой стороны, марониты и часть друзов приветствовали провозглашение независимости страны и благожелательно относились к французам.
Ливан после провозглашения независимости. В июле 1941 администрация «правительства Виши», захватившая власть в Сирии и Ливане после поражения Франции от Германии в 1940, была изгнана из страны британскими войсками, при поддержке сил «Свободной Франции», которая обещала предоставить независимость обеим арабским странам. Однако выборы 1943 привели к власти режим, выступавший за немедленное обретение государственной независимости и ликвидацию французского влияния. Власти «Свободной Франции» арестовали вновь избранного президента Бешара аль-Хури и ведущих членов правительства. За этими событиями последовали демонстрации населения и вооруженные столкновения. Под давлением Великобритании и США власти были вынуждены освободить арестованных и восстановить законно избранное правительство. С тех пор этот день, 22 ноября, празднуется в Ливане как День независимости. В 1944 к правительству Ливана перешли все государственные функции, но британские и французские войска оставались в стране до 1946.
Одной из важнейших задач внешней политики Ливана после получения независимости было сохранение хороших отношений как со своими арабскими соседями, так и с государствами Запада. Ливан не принимал участия в разрешении Суэцкого кризиса 1956, однако большинство ливанских мусульман тогда поддержало Египет, а христиане в основном приняли сторону Англии и Франции. В 1958 раскол в ливанском обществе привел к политическому кризису, когда правительство президента Камиля Шамуна отказалось присоединиться к антизападной позиции Египта. Назревала гражданская война, но после высадки в Бейруте американских морских пехотинцев конфликт удалось погасить. Окончание кризиса совпало с завершением полномочий президента Шамуна. Новым президентом был избран командующий армией Фуад Шехаб. В 1964 его сменил Шарль Хелу, в 1970 президентом стал Сулейман Франжия, а в 1976 — Ильяс Саркис.
Ливан стремился избежать вмешательства в арабо-израильские войны 1967 и 1973. Однако после 1967 из лагерей беженцев в Ливане палестинские партизаны неоднократно наносили удары по Израилю. С его стороны последовали ответные вооруженные акции, и ливанское правительство попыталось ограничить военные вылазки палестинцев со своей территории. Напряженность возросла после событий «Черного сентября» 1970, когда силы палестинского сопротивления в Иордании были разгромлены усилиями регулярной армии, после чего были сосредоточены в Ливане.
Гражданская война и военная оккупация. Приток в страну палестинских партизан поставил Ливан в центр противостояния между Израилем, Сирией и палестинцами. Столкновения между ливанскими правительственными войсками и партизанами начались в мае 1973. В результате последние были вынуждены пойти на некоторые уступки в соответствии с Мелькартским протоколом, подписанным двумя сторонами в качестве приложения к Каирскому соглашению, заключенному в ноябре 1969. Ободренные успехами правительства, Фалангистская партия и другие умеренные организации потребовали усилить контроль над палестинскими отрядами, действовавшими против Израиля, так как ответные удары со стороны последнего имели негативные последствия и для коренных жителей южного Ливана. Большинство мусульманских политиков поддержали Организацию Освобождения Палестины (ООП). Крупнейшие движения создали свои собственные вооруженные формирования. С весны 1974 между ними возникали спорадические столкновения. После того как 13 апреля 1975 автобус с палестинцами подвергся нападению фалангистов в столичном христианском квартале Айн-Руммана в ответ на убийство телохранителей лидера Фалангистской партии Пьера Жемайеля, в Ливане вспыхнула гражданская война.
Таким образом, конфликт в стране начался со столкновений между консервативной христианской милицией и ООП. Ситуация быстро переросла в междоусобную войну, в ходе которой ливанцы разделились по вопросу о месте палестинцев в стране. Христиане видели в ООП «государство в государстве» и пытались поставить под контроль деятельность палестинских формирований, подобно тому как это было сделано в других арабских странах, например, в Иордании. Возглавляли приверженцев этой позиции Фалангистская партия «Катаиб» Пьера Жемайеля и бывший президент Камиль Шамун, усматривавшие в ООП опасность для национального суверенитета. В то же время они стремились представить действия ООП как идеологическую угрозу политическому устройству страны и тем самым консолидировать христианскую общину. Мусульманская община Ливана, со своей стороны, выступила в поддержку ООП. Ближайшим их союзником оказались Национально-патриотические силы Ливана (НПС) во главе с Камалем Джумблатом. Джумблат не только разделял цели ООП, но и предлагал использовать ее как ядро, вокруг которого удастся сплотить различные мусульманские общины, чтобы реформировать политическую систему страны и удовлетворить собственные амбиции. Джумблат перевел конфликт в стадию гражданской войны, выдвинув в августе 1975 программу политических преобразований, осуществление которой, по мнению лидеров Национально-патриотических сил, было необходимым условием прекращения внутренних военных междуусобиц.
Консервативный правохристианский лагерь надеялся опереться на ливанскую армию для того, чтобы принудить палестинцев по крайней мере принять Каирское соглашение и Мелькартский протокол, если не удастся разоружить их и изгнать из Ливана, как это сделал король Хусейн в Иордании в 1970-1971. В мае 1975 президент Сулейман Франжия, стремясь выполнить вышеназванные задачи, сформировал правительство из военных. Сразу после того, как Национально-патриотические силы вместе с ООП и большинством мусульманских политиков стали настаивать на замене военного кабинета министров так называемым правительством спасения во главе с Рашидом Караме, начались вооруженные столкновения. Президент Франжия был вынужден согласиться на выдвинутые требования. Главным посредником в формировании правительства выступила Сирия, пытавшаяся создать себе имидж беспристрастного партнера.
В действительности президент Сирии Хафез Асад преследовал свои интересы. Действия сирийского руководства в Ливане определялись двумя аспектами ближневосточного кризиса. Во-первых, Асаду было необходимо взять под свой контроль Ливан и ООП как участников в арабо-израильского мирного процесса, начавшегося после достижения договоренности между Египтом и Израилем о прекращении огня. Во-вторых, президент Асад вынужден был принять во внимание последствия заключенного самой Сирией соглашения с Израилем от 31 мая 1974 относительно Голанских высот, по которому на сирийско-израильской границе не допускались действия партизан. Ввиду того, что Иордания еще раньше выдворила со своей территории вооруженные соединения палестинцев, Асад мог поддерживать партизанскую войну против Израиля только с ливанской земли.
Поводами для сирийской военной интервенции в Ливане послужили два события. Прежде всего, в тупик зашли отношения между двумя основными ливанскими политическими силами. «Комитет по национальному диалогу», созданный в сентябре 1975 для выявления и окончательного урегулирования противоречий между христианами и мусульманами, погряз в спорах о повестке переговоров. Консервативные лидеры христиан требовали, чтобы страна сохранила суверенитет над всей своей территорией, тогда как НПС во главе с Джумблатом настаивали на внесении изменений в сложившуюся политическую систему, игнорируя проблему присутствия ООП в Ливане. Другими словами, одна сторона имела первоочередной целью защиту национального суверенитета, который ущемлялся деятельностью ООП, и возрождение законности и порядка, тогда как другая сторона выступала за проведение политических реформ и восстановление на новой основе равновесия между христианами и мусульманами.
Начало вмешательства Сирии в ливанские дела относится к январю 1976, когда консервативная христианская милиция начала активные действия, установив блокаду двух лагерей палестинских беженцев в пригородах Бейрута. Сирия умело управляла конфликтом через руководителя вооруженных сил ООП Зухейра Мухсена, лидера контролировавшейся Сирией организации «Ас-Сайка» ( «Удар молнии»), входившей в ООП. Президент Асад направил в помощь ООП и НПС Ярмукскую бригаду из состава Армии освобождения Палестины.
Второй импульс для вмешательства Сирии дал мятеж, поднятый в мусульманских частях ливанской армии молодыми офицерами, подстрекаемыми ООП и НПС, что привело к ее полному развалу в марте 1976.
Тем временем усилились требования со стороны НПС и политических лидеров мусульман об уходе в отставку президента страны. Сулейман Франжия отказался выполнить эти требования, но с помощью американского посланника Дина Мартина удалось достичь компромисса. В мае 1976 был избран новый президент Ильяс Саркис, который должен был вступить в должность 23 сентября 1976 после окончания срока полномочий Франжия, сохранив принцип преемственность власти.
Еще в середине апреля 1976 части сирийской армии перешли восточную границу Ливана и не собирались покидать страну. Опасаясь прибытия в Ливан французских войск, а такое предложение было высказано президентом Франции Валери Жискар д'Эстеном 22 мая 1976, Асад принял решение усилить военное присутствие Сирии. Было инсценировано нападение на два христианских города на севере Ливана, что подтолкнуло их жителей обратиться за помощью к сирийским вооруженным силам. Асад понимал, что военная интервенция Сирии может быть принята Израилем и США только в том случае, если она будет направлена на поддержку президента Ливана и консервативных лидеров христиан и против ООП и НПС. Учитывая данное обстоятельство, сирийская сторона к моменту полномасштабного вторжения в Ливан 1 июня 1976 поменяла союзников и начиная с этого времени вступила в конфликт с ООП и НПС. Сирию не остановили даже многочисленные посреднические усилия различных арабских стран, которым удалось лишь отсрочить продвижение ее войск в районы, контролировавшиеся НПС Джумблата и ООП.
После вступления в должность нового президента Ливана в Эр-Рияде 16 октября 1976 было проведено совещание глав ряда арабских государств, в котором приняли участие Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Кувейт, Ливан, а также ООП. Арабские лидеры призвали к прекращению войны в Ливане, для чего предлагалось использовать межарабские силы сдерживания (МСС) численностью 30 тыс. человек (85% из них должны были составить сирийские войска, уже находившиеся в стране). Предлагалось также вернуться к положению, существовавшему до 13 апреля 1975, и соглашениям, заключенным между ООП и правительством Ливана.
Поиск

Может пригодиться

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Интересное
Первые годы после войны
13
9
Спасательная экспедиция советских военных моряков в Бангладеш
Последние годы жизни
Вооруженная борьба народа Мозамбика за свободу и независимость
Бой с истребителями противника над караваном в море

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2024
Сайт управляется системой uCoz