Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов
императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или
мозаикой. В Риме на Палатинском холме сохранилась часть личных
комнат жены Августа - Ливии, а также стенная роспись на стенах
некоторых богатых домов в Помпеях и вилл в Северной Африке (в
Тунисе и Алжире). Судя по этой росписи и ряду фрагментарных
остатков, найденных в других местах, римляне украшали дома орна-
ментами, в которых гирлянды из листьев и ветвей различных расте-
ний, их цветов и плодов сменялись целыми пейзажами. Иногда ху-
дожники обрамляли картину рамой, изображавшей дверь или окно,
чтобы создать впечатление у зрителя, находившегося в комнате, что
он видит лежащую окрест местность. Излюбленными сюжетами того
времени были отдельные эпизоды из греческой и римской мифологии
и жанровые сцены: охота, уборка урожая, сбор оброка.
Высокого совершенства достигло также украшение стен зданий
мраморной облицовкой, когда плиты и колонны разных цветов при-
давали сооружению нарядный вид.
Особенно высокого искусства достигли мастера эпохи Империи
в создании многоцветных мозаичных орнаментов и картин: это не
только красочные и оригинальные орнаменты, но и целые компози-
ции на сюжеты мифологического содержания или изображения ре-
альных исторических событий, а также жанровых сцен.
В период Империи особое распространение получила портретная
скульптура. Сохранилось множество портретных статуй, бюстов,
рельефных изображений, передающих реалистически черты импера-
торов, императриц, военачальников, поэтов, философов и др.
Скульптурные портреты ставились на площадях и улицах, они
украшали здания, по особенно часто - это надгробия. Иногда на
надгробиях покойный изображался в кругу своей семьи. Чаще всего
на надгробных рельефах изображались различные лица, при этом
подчеркивалось их общественное положение и деятельность: воины,
ремесленники, домашние хозяйки и даже гладиаторы.
Наиболее совершенны скульптуры и рельефы 1-II вв.н. э.
С III в.н. э., в связи с экономическим и социально-политическим
кризисом, замечается огрубление изображения, падение техниче-
ского мастерства.
Улица в Остии. Современное состояние