Почти одновременно с греками на Апеннинском полуострове
расселяются этруски. Название этого народа, принятое в историче-
ской науке, взято у римских авторов. Латинские писатели называли
эту народность этрусками или тусками, греческие - тирренами или
тирсенами; но сами себя этруски звали расенами.
W
^
От этрусков сохранилось много памятников материальной куль-
туры: некрополи, остатки городов, строений, утвари, произведений
изобразительного искусства, а также около 10 000 надписей. Они
довольно легко читаются, так как этрусский алфавит сходен с гре-
ческим. Тем не менее, происхождение, язык и история этрусков до
сих пор недостаточно известны науке и составляют суть так называ-
емой этрусской проблемы. Над дешифровкой этрусских текстов
работают как зарубежные, так и советские ученые. Принадлежность
этого языка к какой-либо из языковых семей определяется по-раз-
ному. Некоторые этрускологи считают язык этрусков остатком до-
индоевропейских языков древнейшего населения Средиземноморья.
Но все большее число ученых начинают относить этрусский язык
к индоевропейским языкам. Трудность заключается в том, что эт-
русские тексты в большинстве своем кратки и однообразны по со-
держанию.
Начиная с XVII в., в науке господствовало мнение о восточном
происхождении этрусков. Среди русских ученых конца XIX - на-
чала XX вв. восточную теорию защищал В.И. Модестов. Ученые
этого направления основывались на сообщениях Геродота и Та-
цита о приходе тирренов из Лидии, а также на восточных чертах
в их материальной и духовной культуре. Но в XVIII в. некоторые
германские исследователи, отождествляя названия расенов и ретов,
обитавших в Альпах, заложили основы ретийской теории, согласно
которой этруски считались северными пришельцами. Эта теория
нашла энергичную поддержку в XIX в. в Германии, где Нибур,
Моммзен и другие историки из националистических соображений
стали придавать особое значение переселениям нордических, т.е.
северных народов. В новейшее время эти взгляды разделяли пре-
имущественно реакционные немецкие авторы.
Основываясь на утверждении Дионисия Галикарнасского, италь-
янские националистические исследователи выдвигали в XIX и начале
XX вв. теорию автохтонности этрусков. Но в связи с новыми рас-
копками, в частности с открытием греко-этрусского города Спины
в устье Падуса, в науке все более утверждаются взгляды, согласно
которым этруски считаются выходцами не только из ряда областей
Малой АЗИИ. Болгарский лингвист В. Георгиев видит в этрусках
троянцев, вынужденных покинуть родину в результате Троянской
войны. Высказано мнение и об иллирийском происхождении эт-
русков. t
Проблема происхождения этрусков в современных исследованиях
отступает на задний план перед проблемой формирования этрус-
ской народности на почве Италии. В советской науке признается
сложность этрусского этногенеза. В нем, видимо, приняли участие
и местные элементы и пришлые, прибывшие морем с Востока, воз-
можно из Малой АЗИИ.
Этническая карта Италии середины 1 тысячелетия до н.э. чрез-
вычайно пестра, но к этому времени уже обозначились племенные
территории. На крайнем северо-западе обитали лигуры, в долине
По с V в. до н.э. обосновались кельты, которых римляне называли
галлами; этот район получил название Галлии Цизальпинской.
В Средней Италии выделилась область этрусков - Этрурия, умбры
занимали Умбрию, пицены - Пицен; Лаций был заселен патинами;
его окружали земли сабинов, эквов, герников и вольсков, говорив-
ших на италийских языках. Самний заселяли самниты и близкие
им сабелльские племена марсов, марруцинов, население Кампании
произошло от смешения осков с остатками родственных латинам
авзонов. В Южной Италии - Лукании и Бруттии - кроме греков,
жили племена оскского корня, в Апулии и Калабрии - япиги, род-
ственные иллирийцам.
Племена древней Италии стояли на разных уровнях социально-
экономического, политического и культурного развития (от прими-
тивных лигуров до этрусков и греков, живших в условиях классо-
вого рабовладельческого общества).
Племена и народности, давшие свое имя той или иной области,
смешивались с местными, жившими там до их прихода обитателями,
что сказывалось на их языке и культуре. К 1 в. до н.э. в резуль-
тате завоевания Италии Римом и ее романизации из всех разнород-
ных компонентов сложилась единая италийская народность. Господ-
ствуюшим языком сделался латинский, вытеснивший все другие
языки и диалекты настолько, что этрусский и лигурийский языки
были забыты полностью.