Почти одновременно с греками на Апеннинском полуострове расселяются этруски. Название этого народа, принятое в историче- ской науке, взято у римских авторов. Латинские писатели называли эту народность этрусками или тусками, греческие - тирренами или тирсенами; но сами себя этруски звали расенами. W ^ От этрусков сохранилось много памятников материальной куль- туры: некрополи, остатки городов, строений, утвари, произведений изобразительного искусства, а также около 10 000 надписей. Они довольно легко читаются, так как этрусский алфавит сходен с гре- ческим. Тем не менее, происхождение, язык и история этрусков до сих пор недостаточно известны науке и составляют суть так называ- емой этрусской проблемы. Над дешифровкой этрусских текстов работают как зарубежные, так и советские ученые. Принадлежность этого языка к какой-либо из языковых семей определяется по-раз- ному. Некоторые этрускологи считают язык этрусков остатком до- индоевропейских языков древнейшего населения Средиземноморья. Но все большее число ученых начинают относить этрусский язык к индоевропейским языкам. Трудность заключается в том, что эт- русские тексты в большинстве своем кратки и однообразны по со- держанию. Начиная с XVII в., в науке господствовало мнение о восточном происхождении этрусков. Среди русских ученых конца XIX - на- чала XX вв. восточную теорию защищал В.И. Модестов. Ученые этого направления основывались на сообщениях Геродота и Та- цита о приходе тирренов из Лидии, а также на восточных чертах в их материальной и духовной культуре. Но в XVIII в. некоторые германские исследователи, отождествляя названия расенов и ретов, обитавших в Альпах, заложили основы ретийской теории, согласно которой этруски считались северными пришельцами. Эта теория нашла энергичную поддержку в XIX в. в Германии, где Нибур, Моммзен и другие историки из националистических соображений стали придавать особое значение переселениям нордических, т.е. северных народов. В новейшее время эти взгляды разделяли пре- имущественно реакционные немецкие авторы. Основываясь на утверждении Дионисия Галикарнасского, италь- янские националистические исследователи выдвигали в XIX и начале XX вв. теорию автохтонности этрусков. Но в связи с новыми рас- копками, в частности с открытием греко-этрусского города Спины в устье Падуса, в науке все более утверждаются взгляды, согласно которым этруски считаются выходцами не только из ряда областей Малой АЗИИ. Болгарский лингвист В. Георгиев видит в этрусках троянцев, вынужденных покинуть родину в результате Троянской войны. Высказано мнение и об иллирийском происхождении эт- русков. t Проблема происхождения этрусков в современных исследованиях отступает на задний план перед проблемой формирования этрус- ской народности на почве Италии. В советской науке признается сложность этрусского этногенеза. В нем, видимо, приняли участие и местные элементы и пришлые, прибывшие морем с Востока, воз- можно из Малой АЗИИ. Этническая карта Италии середины 1 тысячелетия до н.э. чрез- вычайно пестра, но к этому времени уже обозначились племенные территории. На крайнем северо-западе обитали лигуры, в долине По с V в. до н.э. обосновались кельты, которых римляне называли галлами; этот район получил название Галлии Цизальпинской. В Средней Италии выделилась область этрусков - Этрурия, умбры занимали Умбрию, пицены - Пицен; Лаций был заселен патинами; его окружали земли сабинов, эквов, герников и вольсков, говорив- ших на италийских языках. Самний заселяли самниты и близкие им сабелльские племена марсов, марруцинов, население Кампании произошло от смешения осков с остатками родственных латинам авзонов. В Южной Италии - Лукании и Бруттии - кроме греков, жили племена оскского корня, в Апулии и Калабрии - япиги, род- ственные иллирийцам. Племена древней Италии стояли на разных уровнях социально- экономического, политического и культурного развития (от прими- тивных лигуров до этрусков и греков, живших в условиях классо- вого рабовладельческого общества). Племена и народности, давшие свое имя той или иной области, смешивались с местными, жившими там до их прихода обитателями, что сказывалось на их языке и культуре. К 1 в. до н.э. в резуль- тате завоевания Италии Римом и ее романизации из всех разнород- ных компонентов сложилась единая италийская народность. Господ- ствуюшим языком сделался латинский, вытеснивший все другие языки и диалекты настолько, что этрусский и лигурийский языки были забыты полностью.
|