Содержание возросшего военно-бюрократического аппарата тре-
бовало все больших расходов. Население страдало от увеличившихся
валогов, продолжавшегося роста цен на товары и неустойчивости
Ш
денежной системы. Это отражалось на поступлении налогов. И Дио-
клетиан в 301 г. издал эдикт о твердых ценах на продаваемые то-
вары и о твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен
на борьбу со спекуляциями и ростовщичеством. По словам эдикта,
дороговизна была такой, что воин за самую простую вещь нередко
платил все полученное им жалованье. За продажу товаров выше
установленных цен полагалось наказание вплоть до смертной казни.
На некоторых рынках были сооружены плахи, возле которых дежу-
рили палачи, готовые немедленно привести в исполнение приговор
злостному спекулянту. Эдикт о ценах и заработной плате преследо-
вал цель облегчить положение широких масс населения Империи пу-
тем проведения в соответствие рыночных цен и реальной заработ-
ной платы. Попытка регулирования цен и заработной платы, прове-
денная Диоклетианом, не была чем-то новым в рабовладельческом
обществе. Такие попытки предпринимались ранее в странах древнего
Востока, в восточноэллинистических монархиях.
Простое товарное производство и натуральная основа хозяйства
в рабовладельческом обществе давали возможность при помощи вне-
экономических административных методов регулировать на ограни-
ченной и однородной территории производство и потребление. Но
масштабы, в которых была задумана реформа Диоклетиана, приме-
нялись впервые. Большие запасы предметов потребления и изделия
многочисленных императорских мастерских могли выбрасываться на
рынок по твердым ценам, что должно было сбивать на рынках спе-
кулятивные цены. Однако оказалось, что запасов и мастерских в
общем не так уж много и размещены они в Империи неравномерно.
Цены и ставки заработной платы были вычислены произвольно и не
могли быть едиными для огромной Империи, отдельные части кото-
рой оставались хозяйственно обособленными, имели различные
уровни экономического развития и местные особенности.
Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого начала выполнялся
плохо и после Диоклетиана был официально отменен.