Каноническая (церковная) версия истории раннего христианства
представляет развитие первых христианских общин как единого ре-
лигиозного течения, от которого иногда ответвлялись отдельные
группы заблуждавшихся и искажавших учение Христа и его апо-
столов, создававших неправильные - <еретические> - толки. Впер-
вые подобное освещение развития древнейших христианских общин
было дано в <Церковной истории>, написанной Евсевием, еписко-
пом Кесарийским в IV в.н.э. Анализ древнехристианской религи-
озной литературы и свидетельства античных авторов, описывавших
древнейшие христианские общины, показал полное несоответствие
ртой картины с действительной историей раннего христианства.
'В конце 1 и начале II веков н.э. существовали различные об-
фины верующие в Христа, но зачастую их религиозные представле-
ния сильно отличались друг от друга. Никакого единого общеприз-
ваниого учения о Христе еще не существовало. Отдельные пропо-
ведники, переходившие из общины в общину, излагали учение Хри-
ста, опираясь на различные религиозные сочинения. Одни верили
в скорое вторичное <пришествие> Христа и призывали отказаться
от семейной жизни и всех жизненных благ, готовясь к <концу мира>.
Другие придерживались более спокойных представлений. Некоторые христиан считали, что прежде чем сделаться членом христиан-
<>ой общины, вступавший в нее должен принять иудейскую религию
ж совершить все принятые обряды. Против этих <иудеохристиан>
внетупали сторонники проповедника Павла, настаивавшие на том,
что религиозное учение Христа является заменой древнеиудейской
религии, а потому новые члены христианских общин не обязаны вы-
полнять иудейские религиозные обряды.
В ряде общин, возникших в Сирии, Египте, Малой АЗИИ, полу-
чило широкое распространение учение проповедников (Васидида,
Валентина, Сатурнина, Маркиона из Понта), называвших себя <гно-
стиками> (<познающими>). Смешивая положения древнеиранских
религиозных представлений - борьба светлого божества неба с тем-
ным началом материи, духов света - ангелов и духов тьмы, - идеа-
листической греческой философии, идеи Филона о <Логосе>, пропо-
ведники гностических учений считали, что в мире происходит борь-
ба высшего духовного начала с творческим материальным началом,
<Демиургом>, создавшим материальный мир, в том числе и человека.
Но божество вдохнуло в человеческое тело бессмертную душу. Оно
же посылает в земной материальный мир своих духовных послан-
цев - <эонов>, одним из которых был Христос, являвшийся <Пара-
клетом> (<Утешителем>) людей. Свое учение о <зонах> они на-
зывали <гносисом> (познанием). Во II в.н. э. гностические учения
получили широкое распространение среди членов раннехристиан-
ских общин.
Распространение евангельских повествований, в которых Христос
изображался в виде реальной человеческой личности, вызвало свое-
образную реакцию. Стараясь примирить учение гностиков с еван-
гельскими рассказами, некоторые из проповедников утверждали, что
воплощение <Логоса> (сына божия) в земном человеке было не ре-
альным, а лишь кажущимся, иллюзорным. Сторонники этого уче-
ния называли себя <докетами> '.
Все вышеперечисленные группы и ряд их ответвлений вели меж-
ду собою ожесточенную полемическую борьбу, в которой лишь по-
степенно получали преобладание сторонники взглядов апостола Пав-
ла и евангельских повествований. К концу II - началу III в.н. э.
они стали считать себя единственными <истиными> - <ортодоксаль-
ными> христианами, называя представителей других идеологических
течений <заблуждающимися>, <еретиками>.
" Древнейшие общины, верившие в <Мессию> - <Христа>, перво-
начально состояли из низших слоев городского населения - рабов,
вольноотпущенников, мелких ремесленников и торговцев. Лишь в
конце II и особенно в III в.н. э. обострение социально-политиче-
ской обстановки в Римской империи привело к появлению среди хри-
стиан сначала отдельных представителей, а позднее - многих знат-
ных рабовладельцев, воинов и государственных служащих импер-
ской администрации.
В древнейший период своего существования члены христианских
общин собирались на свои молитвенные собрания в ночные или ран-
пеутренние часы. Зачастую эти собрания происходили в укрытых от
' От древнегреческого <докео> - казаться.
посторонних местах, загородных домах, сараях, иногда в склепах
умерших членов общины, подземных кладбищах - <катакомбах>.
Собиравшиеся пели хором гимны в честь Христа, слушали поуче-
ния и проповеди любого, кто считал себя <орудием духа Бога>, за-
читывали повествования о Христе. Заканчивались собрания скромной
общей трапезой, состоявшей из белого хлеба и разбавленного водой
красного вина. Собранием руководил выбранный общиной стар-
шина - <пресвитер>, которому помогали служители и служитель-
ницы - <диаконы> и <диакониссы>.
С течением времени в крупных общинах стали появляться осо-
бые хозяйственные руководители - <епископы>.
До середины II в.н. э. не было никаких изображений Христа и
других персонажей христианской мифологии. Во второй половине
II в.н. э. появились изображения Христа в виде <Доброго пастыря>,
несущего на плечах заблудшую овцу, или же в виде молодого муж-
чины с длинными спускающимися на плечи русыми волосами и та-
кой же бородой, одетого в розовую тунику с наброшенным на нее
голубым плащом. Позднее появились изображения матери Христа
с ребенком на руках, заимствованные из культов <великой матери>
Христианское надгробие из катакомб
Кибелы и Исиды. Стали изображать также проповедника Иоанна
(<Иоанн Креститель>) и апостолов. Впервые подобные изображе-
ния появились в Александрии Египетской в III в.н. э. на стенах уже
специальных молельных домов, или на особых досках, украшенных
цветами, перед которыми верующие ставили зажженные светиль-
ники.
Изменялось и положение руководителей христианских общин.
Если в древнейшее время пресвитеры и епископы ничем не отлича-
лись от массы рядовых членов, то по мере изменения социального
состава - вступления в ряды общин состоятельных и знатных лиц,-
именно из их среды стали выбираться старшины. Во второй поло-
вине III в.н. э. епископы становятся единоличными руководителями
общин, опирающимися на пресвитеров и диаконов. Исчезают жен-
щины диакониссы, устанавливаются, согласно обычаю, специальные
(белые) одежды для <клириков>, как стали называть старшин и
священнослужителей. Только клирики могли проводить молельные
собрания и совершать <служение> Христу. Появляются особые
<праздничные> богослужения, проводимые по специальному риту-
алу. Особенно торжественно отмечался в весенние месяцы праздник
в честь <воскресения> Христа. Сначала изображались смерть и по-
гребение Мессии, ритуал которых был заимствован из аналогичных
празднеств в честь Озириса, а затем изображалась радость по по-
воду <воскресения> Христа. Этот весенний христианский праздник
христиане, по примеру древнееврейского, стали называть <Пасхой>.
Изменилось и объяснение заключительной общей трапезы. Теперь
она стала изображать мистическое единение верующих с божеством
путем поедания куска тела - кусочек белого хлеба - и крови- гло-
ток красного вина - бога. Изменилось и материальное положение
общин. Если в конце 1 - начале II вв.н. э< единственным видом по-
полнения средств общины были добровольные взносы ее членов, то
в III в.н. э. многие из общин владели землями, домами и рабами,
полученными по завещаниям богатых верующих, стремившихся пу-
тем крупных даяний получить после смерти вечное блаженство в по-
тустороннем мире.
Таким образом, к концу II - началу III в.н. э. христианские
общины превратились из небольших сектантских групп в мощную
общественную силу, что заставило правителей Римской империи об-
ратить самое серьезное внимание на взаимоотношения император-
ской власти и христианских религиозных объединений.