Трезвый и расчетливый политик, Сулла понимал, что находится
в тяжелом положении. Ведь он был объявлен вне закона и подлежал
казни. Ряды его сторонников в Италии были расстроены и ослаб-
лены. За время отсутствия Суллы демократический порядок в Ита-
лии окреп, ему оказывали поддержку многие группы населения:
новые граждане, городской плебс, всадники, должники; из них
можно было набрать сильную apitf^?. Сулла тоже располагал 40-ты-
сячной армией. За его спиной стояли богатые восточные провинции,
только что отвоеванные у Митридата. Но сердце государства - Ита-
лия и западные провинции управлялись противниками Суллы.
Весной 83 г. до н.э. Сулла высадился в Брундизии. После че-
тырехлетнего отсутствия он вновь вступил на землю Италии, кото-
рая стала ареной одной из кровопролитных гражданских войн рим-
ской истории.
Правительство популяров собрало две сильные армии. Консулы
83 г. до н.э. повели ее в Кампанию, где стали ожидать наступле-
ния войск Суллы. Это было ошибкой. Сулла воспользовался бездей-
ствием противников и, беспрепятственно овладев всей Апулией, со-
здал себе хороший плацдарм для дальнейших наступательных дей-
ствий. Сулла начал энергичную вербовку новых сил. Армия Суллы
росла. В его лагерь привели отряды опытный Метелл Пий, молодые
Лициний Красе и Гней Помпей.
Свою увеличившуюся армию Сулла перевел в Кампанию. Здесь
в битве с армией консула Норбана он одержал победу, а войска
другого консула перешли на его сторону, соблазненные высоким
жалованием и щедрыми обещаниями Суллы. Кампания перешла в
руки Суллы. Зимой 83-82 гг. до н.э. военные действия прекрати-
лись. Противники лихорадочно готовились к новым решающим
схваткам. Сулла разделил свою армию на две части. Одна прошла
в Пицен и Этрурию, а другая под командованием Суллы направи-
лась на сам Рим. Основные силы демократов были сосредоточены
недалеко от Рима. Здесь, близ городка Сигния, произошла кровавая
битва между армией Суллы и его противниками. Армия популяров
состояла из новобранцев и, хотя была превосходящей по численно-
сти, не могла противостоять опытным бойцам Суллы и была раз-
бита. Путь на Рим был открыт.
Заняв Рим, лишенный войск популяров, Сулла устремился за
противником, который сосредоточил новую армию в городе Пре-
несте. Блокировав город Пренесте частью своих войск, Сулла отпра-
вился в Этрурию, где разгромил сильную армию консула 82 г. до
н. э> Карбона.
Двухлетняя борьба Суллы за Рим приближалась к развязке.
Войска противников Суллы были рассеяны и блокированы в крепо-
стях. Основная масса неприятельских войск была сосредоточена во-
круг Пренесте и медленно агонизировала. Но в октябре 82 г. до
н.э. на помощь осажденным в Пренесте прорвалась 70-тысячная
армия самнитов, которая, объединившись с осажденными, пошла на
Рим. Сулле пришлось спешно стягивать на защиту Рима свои вой-
ска. 1 ноября 82 г. до н.э. под стенами Рима у Коллинских ворот
в смертельной схватке сразились две римские армии. Сражение было
необычайно упорным, оно длилось день, ночь и следующий день.
Пленных почти не было, дрались насмерть. В конце концов побе-
дили сулланцы.
Разгромив своих противников, Сулла стал хозяином положения.
Он обратился с письмом к сенату, где подсказал этому органу, что
для устройства государства нужно наделить его - Суллу - неогра-
ниченными полномочиями. Сенат не мог ослушаться. Сулла был
назначен диктатором на неограниченное время, как было сказано
в его титуле <для издания законов и устройства государства> с не-
ограниченными полномочиями.
Такая магистратура создавалась в Риме впервые; до этого дик-
таторов избирали лишь на срок до 6 месяцев, на их решения можно
было апеллировать к народному собранию. Власть Суллы больше
походила на монархическую власть, чем на власть древнего дик-
татора.
Получив в свои руки эту власть, Сулла прежде всего жестоко
наказал своих противников и щедро наградил своих сторонников.
Он приказал составить и обнародовать проскрипции-списки его про-
тивников и им сочувствующих, которые объявлялись вне закона, под-
лежали смерти, их имущество конфисковалось. В списки включались
и просто богатые люди из-за их богатства, переходящего в казну.
Убийство проскрибированного (т.е. человека, имя которого стояло
в проскрипционном списке) не только не наказывалось, но даже на-
граждалось. Родственники, дети и внуки проскрибированных лиша-
лись прав и не могли занимать государственные должности. Террор
проскрипций был ужасным, погибли тысячи людей.
Сулла не ограничился террором против отдельных граждан. Он
обрушился и на целые общины, племена и города. Особенно по-
страдали две области Италии: Самний и Этрурия. Многие города
этих областей были опустошены, лишены части своих земель, их
укрепления срыты.
Террористические мероприятия Суллы преследовали цель не
только устрашить римлян, но и пополнить государственную казну
и фонд государственных земель. После конфискаций Суллы в его
руках оказались большие средства и множество земель, которыми
он мог полновластно распоряжаться.
Сулла щедро наградил своих сторонников (многие римские маг-
наты послесулланского времени были обязаны своим богатством по-
даркам Суллы).
Важнейшим мероприятием Суллы была раздача земельных уча-
стков своим верным ветеранам. Еще в 88 г. до н.э. Сулла обещал
им земли и деньги после победы и дал их. 120 тыс. воинов-суллан-
цев получили земельные участки до 30 юг. плодородной земли и
превратились в обеспеченных землевладельцев. Раздавая участки
земли ветеранам, Сулла достигал сразу нескольких целей: он воз-
рождал мелкое землевладение и тем укреплял силу римской армии;
он создавал в лице поселенных ветеранов верных приверженцев,
полностью преданных ему. Если некогда аграрный вопрос использо-
вался как сильное орудие демократии, то в руках Суллы он стал
орудием олигархии и личной власти могущественного дикта-
тора.
Реформаторская деятельное^ Суллы затрагивала почти все сто-
роны римского государства. Сулла не мог не видеть, что наделение
правами римского гражданства почти всех жителей Италии уничто-
жало основы старого полисного строя, города-государства. Если
раньше Рим оставался городом-государством, границы которого ох-
раняло войско - ополчение граждан, земельных собственников, а
верховная власть принадлежала народному собранию тех же граж-
дан, то теперь положение изменилось. Вместо города-государства
Рима появилось государство Италия, вместо армии-ополчения граж-
дан, собираемого от случая к случаю, возникло профессиональное
войско; собрание граждан уже невозможно было собрать в силу
многочисленности граждан, а представительная парламентская си-
стема в древности были неизвестна.
Сулла понял, что демократическое устройство Рима, за которое
боролись популяры и которое было тесно связано с порядками го-
рода-государства, не может решить многочисленные проблемы, сто-
ящие перед римским рабовладельческим обществом. В связи с этим
Сулла сделал ставку на оптиматов и, воспользовавшись неограничен-
ной властью, реформировал государственный строй.
В свое время (в 88 г. до н.э.) Сулла сделал ошибку, настаивая
на неравноправном положении новых граждан. Этой ошибкой вос-
пользовались, как известно, <марианцы> и популяры, и длительная
борьба Суллы в 83-82 гг. до н.э. объясняется в значительной сте-
пени тем, что новые граждане поддерживали противников Суллы.
Равноправие старых и новых граждан стало фактом, и его отмена
могла быть чревата новыми серьезными осложнениями. Понимая
это, Сулла признал это равноправие. Тем самым было реализовано
еще одно важнейшее требование популяров.
Таким образом, 50-летняя внутриполитическая борьба в Риме
заставила сенатскую олигархию провести некоторые важные преоб-
разования, предложенные еще Гракхами, а затем их последовате-
лями: раздача земель малоземельным или ветеранам, дарование прав
римского гражданства жителям Италии.
Однако другие важные вопросы социально-политической жизни
решались Суллой и его сторонниками-оптиматами иначе, чем попу-
лярами. Если Гракхи видели процветание Римского государства в
развитии демократических начал, то Сулла и оптиматы стояли за
укрепление олигархического строя.
Реформы Суллы были направлены на усиление власти сената и
ограничение власти народного собрания. Сулла наделил сенат мно-
гими новыми полномочиями: он отнял у всадников судебную власть
над наместниками и передал сенату, ему был передан контроль над
финансами государства, была отменена цензура, а ее полномочия
опять-таки присвоил сенат. Состав сената увеличивался с 300 до
600 членов за счет соратников диктатора.
Сулла ограничил власть народного собрания. Из его компетен-
ции были изъяты почти все судебные дела и переданы в руки
постоянных судебных комиссий (по делам о вымогательствах, от-
равлениях и убийствах, о государственной измене, о наследствах,
об отпуске на свободу рабов и т.д.) во главе с преторами и дру-
гими магистратами. Народное собрание было отстранено от заведо-
вания финансами, контроль за которыми переходил к сенату.
Сулла нанес удар по самой демократической магистратуре Ри-
ма- народному трибунату. Все предложения трибунов должны были
предварительно обсуждаться в сенате, т.е. трибунат был поставлен
под контроль сената. Была повышена ответственность за произволь-
ное использование права <вето>. Было постановлено, что человек,
занявший должность народного трибуна, уже не может претендовать
на более высокие государственные должности. Этим самым долж-
ность трибуна должна была отпугивать всех демагогов и често-
любцев, рассматривавших ее как этап к дальнейшей политической
карьере. Сулла шел не только по пути ограничения функций народ-
ного собрания и его защитника - народного трибуна: он решил за-
ставить народное собрание действовать в его интересах. С этой
целью Сулла отпустил на свободу 10 тысяч рабов, принадлежавших
ранее проскрибироваддым, стал их патроном и направлял их действия.
ти 10 тыс. вольноотпущенников (так называемых <корнелиев>),
преданных Сулле, и определяли решения народных собраний.
Реформы затронули и исполнительную власть римских магист-
ратов. Они были поставлены теперь в тесную зависимость от се-
ната, их связь с народным собранием сведена до минимума.
В связи с расширившимся кругом дел Сулла увеличил число
магистратов, вместо 2 преторов стали выбирать 8, вместо 8 квесто-
ров - 20.
Для борьбы со злоупотреблениями при выборах магистратов был
установлен строгий порядок прохождения должностей; переизбрание
на одну и ту же должность допускалось лишь через 10 лет.
После отправления должности консулы и преторы направлялись
на годичный срок в провинции в качестве наместников (пребывание
в провинции могло быть продлено и на больший срок). В отличие
от прошлого не позволялось консулам и преторам, пока они были
в должности, отправляться в провинцию и командовать войсками.
Таким образом, гражданская власть была отделена от военной.
Назначение в качестве наместников бывших консулов и прето-
ров наводило некоторый порядок в провинциальном управлении, так
как туда посылались более или менее опытные администраторы.
Сулла попытался ограничить произвол римских финансистов-всад-
ников в провинциях. Всадники занимались в провинциях сбором на-
логов, коммерческими операциями, ростовщичеством и, пользуясь
судебной властью, разоряли и угнетали провинциалов. Сулла, пере-
дав судебную власть сенату, требовал от наместников пресечения
злоупотреблений римский финансистов.
Формально Сулла восстанавливал древние <отечественные> по-
рядки, традиционную римскую олигархическую республику, фак-
тически же он своей деятельностью подготавливал условия для мо-
нархического способа правления.
И фактически и юридически Сулла был неограниченным прави-
телем Рима. Он и пользовался своей властью, как монарх, казнил
и миловал, издавал новые законы и упразднял старые, повелевал
сотнями тысяч людей. Он мог без всяких объяснений казнить лю-
бого римского гражданина, разрушить город, помиловать против-
ника. Сулла цинично нарушал им же изданные законы, считая их
обязательными для всех, кроме него самого. Вместе с тем Сулла
видел, что иеограннченная, монархическая власть носит чрезвычай-
ный характер, чревата многими злоупотреблениями, с которыми
граждане не могут примириться. Она вызывала недовольство всех
слоев населения. Холодный ум Суллы понимал, что его власть ста-
новится ненавистной и нетерпимой даже его сторонникам, что сила
республиканских традиций еще очень велика. Поэтому Сулла стре-
мился укрепить созданные им учреждения с тем, чтобы они функ-
ционировали и после его смерти. Вот почему он пытался решить
некоторые назревшие государственные задачи не в духе демократии
или олигархии, а в духе общегосударственных интересов. Так он
отчасти решил аграрный, союзнический вопросы, укрепил исполни-
тельную власть, наладил до некоторой степени провинциальное уп-
равление. Хотя Сулла действовал от имени оптиматов, он провел
в жизнь некоторые требования популяров, ущемляя отдельные груп-
пы оптиматов. В своей деятельности Сулла опирался прежде всего
на войско преданных ему ветеранов. Ветераны Суллы уже в значи-
тельной степени потеряли связи с разными слоями римского обще-
ства: сельским и городским плебсом, всадничеством, нобилитетом.
Армия Суллы комплектовалась из всех этих слоев, но начинала вы-
ступать в качестве особой политической силы, идущей за популяр-
ным военачальником. Сулла первый из римских политиков исполь-
зовал войско в своих интересах и интересах оптиматов, создав пре-
цедент на будущее.
В 79 г. до н.э. Сулла формально отказался от своей диктатор-
ской власти. Вскоре, в 78 г. до н.э., Сулла скончался на 60-м году
жизни. После его смерти у власти оказалась сенатская олигархия,
могущество которой укрепил грозный диктатор.