Городская жизнь начиналась в Риме рано. Основная масса жите- лей города, свободная беднота, не говоря о рабах, просыпалась до света. Ремесленники начинали свой труд в мастерских, одновременно служивших и лавочками по продаже их изделий. Уличные торговцы спешили со своими переносными ларьками на рынки, а то просто шли по узким улочкам жилых кварталов, расхваливая свои товары. Клиенты спешили к дверям домов богатых патронов, чтобы поздра- вить их с <добрым утром> и выпросить подачку или получить при- глашение к обеду. Кто мог, наскоро ел первый завтрак, состоящий из куска хлеба, посыпанного солью (у богатых смоченного в вине), горсти оливок и куска сыра. Запивали это водой с добавлением не- большого количества вина. Даже знатные вставали рано. После приема поздравлений они, и император, занимались делами - проверяли доклады, счета, {авади указания подчиненным. Сенаторы шли на заседание сената, СУДЬИ занимались разбором судебных дел. Плиний Младший писал: -<...каждый день в Риме полон... один приглашал меня присутство- ГРЮь при подписании завещания, другой - выступить на его защиту суде, третий - подать ему совет...>. Кроме того, многим приходи- лось присутствовать на праздновании совершеннолетия сыновей их знакомых, на торжественных помолвках, свадьбах, похоронах. К по- лудню жизнь города замирала. Все, кто мог, ели второй завтрак, состоявший из хлеба и овощей (свекла, лук, бобы). Пищу запивали водой с примесью вина. Зимой воду с вином подогревали в особых сосудах, сходных с позднейшими самоварами. После второго завтрака многие отдыхали. Во второй половине дня римляне шли на прогулку по форумам, по Марсовому полю и его портикам, общественным садам. Многие отправлялись в термы, где сначала занимались гимнастикой, а затем омывались в теплых и прохладных бассейнах, проводили время в комнатах отдыха. На склоне дня наступало время обеда, продолжавшегося у знати до позднего вечера. Обед состоял в домах богачей из трех перемой. Сначала подавалась закуска (салат, острые травы, соленая рыба, вареные яйца), запивавшаяся вином, смешанным с медом. Основная часть обеда состояла из традиционных каш (полбяной и бобовой), приправленных соусами, рыбных блюд (в том числе из морских хищ- ниц-мурен), вареного и жареного мяса, птицы, на десерт подава- лись фрукты (яблоки, гранаты, дыни), каштаны и орехи. Во время обеда перед возлежавшими за столом гостями выступали чтецы, му- зыканты, певцы, танцовщики и танцовщицы. Обед массы населения, дома или в уличных харчевнях, состоял из каш, подправленных луковичным соусом, козьего сыра и мелкой соленой рыбы. Иногда его разнообразили кусками баранины и сви- нины, запивался он дешевым вином. Обыденное течение городской жизни в Риме нарушалось улич- ными происшествиями, свадебными или похоронными процессиями, пожарами и обвалами зданий, роскошными императорскими триум- фами. Каждый девятый день (<нундины>) был в Риме рыночным днем. В разное время года отмечались особые празднества, которых посте- пенно становилось все больше и больше. В середине II в.н.э. в Риме праздникам отводилось 180 дней в году. В дни праздников магистраты, чаще сами императоры, устраи- вали многодневные зрелища, сопровождавшиеся массовыми разда- чами подарков зрителям. Всякий римлянин, входивший в цирк или амфитеатр, получал металлический жетон (<тессеру>), по предъяв- лении которого в особые кассы выдавалась некоторая сумма денег или новые одежды, вазы, кусок жареного мяса. В эпоху Империи особую популярность получили состязания ко- лесниц в цирке. Запряженные четверками коней колесницы управ- лялись возницами в туниках различных цветов (белый, красный, си- ний, зеленый). В каждом заезде принимали участие четыре колес- ницы, которые должны были семь раз обскакать арену цирка. Побе- дитель получал большую денежную награду. Зачастую во время ска- чек колесницы разбивались, а возница погибал. Скачки начинались утром и продолжались, с перерывом на обед, весь день. Толпа ревела, поощряя своих фаворитов, вопила при их победе или гибели. Не меньший азарт вызывало кровавое зрелище травли зверей и бои гладиаторов, происходившие в амфитеатрах. В период Империи они получили невиданный прежде размах и популярность и происхо- дили не только в Риме и Италии, но и в городах провинций. Даже смертные казни обставлялись в амфитеатрах как зрелища. То <Геракл>, которого изображал осужденный на смерть, сжигал себя заживо на костре. То <Икар> летел на веревке до серединн мфитеатра, а затем веревка обрывалась и он, падая, разбивался -смерть. То осужденного терзали заживо голодные, разъяренные хищные животные.
Современное состояние Были в Римской империи и театральные представления. Но в эпоху Империи почти не ставили древних греческих и ла- тинских трагедий и комедий. Их заменили непристойные панто- мимы. Но наряду с этими зрелищами, в Риме и провинциальных горо- дах были распространены публичные чтения и состязания поэтов, писателей, ораторов. В Риме во многих домах знати чтения новых произведений про- исходили во время званых обедов, как это было заведено у прибли- женного Августа - Мецената. В Афинах, Александрии, Эфесе и дру- гих крупных городах чтения и ораторские состязания происходили в общественных зданиях. Слушатели бурно выражали свое одобре- ние и восторг автору понравившегося им произведения. Особенным успехом пользовались импровизации эпиграмм, стихов и ораторских речей. Для 1 и II вв.н.э. характерны и туристические поездки пред- ставителей римской и греческой знати, совершавших дальние путе- шествия с целью ознакомления с достопримечательностями тех или иных стран и городов. Наибольшее число туристов привлекали сам Рим, Египет и Греция. Не меньшее число приезжих собиралось и на продолжавшиеся празднования Олимпийских игр. Быт сельского населения отличался от быта городского. Основ- ная масса сельского населения - мелкие земледельцы, обрабатывав- шие свои участки, и рабы, трудившиеся в поместьях своего господина, работали от зари до зари. <Раб должен быть всегда в работе, раб должен работать или спать>, - эти заповеди были главными. С пер- вым лучом солнца рабы уже шли на полевые работы и возвращались на виллу только в сумерках. Утром, перед выходом на работу они съедали завтрак (хлеб, соленые маслины, чеснок, лук, овощи). Днем рабы наскоро перекусывали тем, что захватили с собой, горячую пищу рабы получали лишь раз в сутки, после возвращения с полевых работ: густая бобовая или полбяная каша с оливковым маслом или салом, хлеб, сырые овощи и разбавленное виноградное вино. Иногда им давалось немного сыра. Мясо рабам давали, видимо, только во время больших праздников. Жили рабы на вилле в небольших каморках (6-8 кв. м) по не- скольку человек (по 2-3). Спали на одной большой кровати. Жен- щин на вилле было очень мало. Как правило, это были сожитель- ницы (раб не имел права вступать в брак и иметь законную жену и семью) рабских начальников, которым господин даровал за их усердие эту привилегию. Рабы-начальники получали также лучшую и более разнообразную пищу и одежду. В долгие зимние сумерки, когда полевые работы кончались рано, 366 рабовладельцы находили работу для рабов на вилле по два часа утром и вечером: они тесали колья, делали рукоятки, плели корзины и т.д. Рабы, жившие на вилле, редко общались с рабами других поме- стий, вели замкнутый образ жизни. В имениях, особенно крупных, имелась специальная тюрьма-подвал (<эргастул>), куда сажали провинившихся и строптивых рабов; на работу таких рабов выводили в цепях. По одежде, питанию бедный земледелец, видимо, внешне мало отличался от сельских рабов. Он также трудился от зари до зари на своем небольшом участке, где вместе с ним работали его жена и дети. Семьи сельских жителей были многодетными. Они с большим трудом сводили концы с концами. Угроза разорения для них была всегда очень реальной. Центром изучения философии в 1-II вв.н. э. продолжали оста- ваться Афины. Господствующими течениями философской мысли в эпоху ранней Империи были стоицизм и эпикурейство. Широкое рас- пространение среди римской знати получил стоицизм. Его видным представителем был политический деятель Анной Сенека (1-65 гг. н.э.). Во II в.н. э. идеологом стоической философии выступил им- ператор Марк Аврелий, написавший философский трактат <К самому себе>. Среди низших слоев общества большой популярностью поль- зовались бродячие философы-циники, зачастую выступавшие с рез- кой критикой представителей господствующего класса. Наиболее видным представителем философского скептицизма во II в.н. э. был уроженец щадоазийского города Самосаты - Лукиан (ок. 120-180 г.н. э.), поселившийся в Афинах. В коротких трак- татах, иногда написанных в форме диалогов (<Диалоги богов>, <Диалоги в царстве мертвых>), Лукиан беспощадно осмеивал вся- кого рода суеверия, религиозный фанатизм. Он высоко ставил фи- лософию Эпикура - человека, по его мнению, познавшего природу. Характеризуя мировоззрение Лукиана, Ф. Энгельс писал: <...этот Вольтер классической древности ... одинаково скептически относился ко всем видам религиозных суеверий...> '. В III-V вв.н. э. с углублением экономического и социального кризиса среди знати получило распространение идеалистическое, ре- акционное философское учение - неоплатонизм. Виднейшим его представителем был Плотин (сер. III в.н.э.). В учении неоплатони- ков тесно переплетались магия и астрология.
|