Приветствую Вас Гость | RSS
Среда
15.05.2024, 05:09
Главная БЫТ НАСЕЛЕНИЯ РИМА И ИМПЕРИИ В 1-III В.Н. Э. Регистрация Вход
Меню сайта

Категории раздела
Новая история старой Европы [183]
400-1500 годы
Символы России [100]
Тайны египетской экспедиции Наполеона [41]
Индокитай: Пепел четырех войн [72]
Выдуманная история Европы [67]
Борьба генерала Корнилова [41]
Ютландский бой [84]
“Златой” век Екатерины II [53]
Последний император [54]
Россия — Англия: неизвестная война, 1857–1907 [31]
Иван Грозный и воцарение Романовых [89]
История Рима [79]
Тайна смерти Петра II [67]
Атлантида и Древняя Русь [126]
Тайная история Украины [54]
Полная история рыцарских орденов [40]
Крестовый поход на Русь [62]
Полны чудес сказанья давно минувших дней Про громкие деянья былых богатырей
Александр Васильевич Суворов [29]
Его жизнь и военная деятельность
От Петра до Павла [46]
Забытая история Российской империи
История древнего Востока [792]

Популярное
Церковь
Наследники Александра
Состязание Гомера с Гесиодом
Медный бык
Первая империя и изучение английского
Религия германцев
Авл Корнелий Косс

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа



Городская жизнь начиналась в Риме рано. Основная масса жите-
лей города, свободная беднота, не говоря о рабах, просыпалась до
света. Ремесленники начинали свой труд в мастерских, одновременно
служивших и лавочками по продаже их изделий. Уличные торговцы
спешили со своими переносными ларьками на рынки, а то просто
шли по узким улочкам жилых кварталов, расхваливая свои товары.
Клиенты спешили к дверям домов богатых патронов, чтобы поздра-
вить их с <добрым утром> и выпросить подачку или получить при-
глашение к обеду. Кто мог, наскоро ел первый завтрак, состоящий
из куска хлеба, посыпанного солью (у богатых смоченного в вине),
горсти оливок и куска сыра. Запивали это водой с добавлением не-
большого количества вина.
Даже знатные вставали рано. После приема поздравлений они, 
и император, занимались делами - проверяли доклады, счета,
{авади указания подчиненным. Сенаторы шли на заседание сената,
СУДЬИ занимались разбором судебных дел. Плиний Младший писал:
-<...каждый день в Риме полон... один приглашал меня присутство-
ГРЮь при подписании завещания, другой - выступить на его защиту 
суде, третий - подать ему совет...>. Кроме того, многим приходи-
лось присутствовать на праздновании совершеннолетия сыновей их
знакомых, на торжественных помолвках, свадьбах, похоронах. К по-
лудню жизнь города замирала. Все, кто мог, ели второй завтрак,
состоявший из хлеба и овощей (свекла, лук, бобы). Пищу запивали
водой с примесью вина. Зимой воду с вином подогревали в особых
сосудах, сходных с позднейшими самоварами. После второго завтрака
многие отдыхали.
Во второй половине дня римляне шли на прогулку по форумам,
по Марсовому полю и его портикам, общественным садам. Многие
отправлялись в термы, где сначала занимались гимнастикой, а затем
омывались в теплых и прохладных бассейнах, проводили время в
комнатах отдыха.
На склоне дня наступало время обеда, продолжавшегося у знати
до позднего вечера. Обед состоял в домах богачей из трех перемой.
Сначала подавалась закуска (салат, острые травы, соленая рыба,
вареные яйца), запивавшаяся вином, смешанным с медом. Основная
часть обеда состояла из традиционных каш (полбяной и бобовой),
приправленных соусами, рыбных блюд (в том числе из морских хищ-
ниц-мурен), вареного и жареного мяса, птицы, на десерт подава-
лись фрукты (яблоки, гранаты, дыни), каштаны и орехи. Во время
обеда перед возлежавшими за столом гостями выступали чтецы, му-
зыканты, певцы, танцовщики и танцовщицы.
Обед массы населения, дома или в уличных харчевнях, состоял
из каш, подправленных луковичным соусом, козьего сыра и мелкой
соленой рыбы. Иногда его разнообразили кусками баранины и сви-
нины, запивался он дешевым вином.
Обыденное течение городской жизни в Риме нарушалось улич-
ными происшествиями, свадебными или похоронными процессиями,
пожарами и обвалами зданий, роскошными императорскими триум-
фами.
Каждый девятый день (<нундины>) был в Риме рыночным днем.
В разное время года отмечались особые празднества, которых посте-
пенно становилось все больше и больше. В середине II в.н.э. в
Риме праздникам отводилось 180 дней в году.
В дни праздников магистраты, чаще сами императоры, устраи-
вали многодневные зрелища, сопровождавшиеся массовыми разда-
чами подарков зрителям. Всякий римлянин, входивший в цирк или
амфитеатр, получал металлический жетон (<тессеру>), по предъяв-
лении которого в особые кассы выдавалась некоторая сумма денег
или новые одежды, вазы, кусок жареного мяса.
В эпоху Империи особую популярность получили состязания ко-
лесниц в цирке. Запряженные четверками коней колесницы управ-
лялись возницами в туниках различных цветов (белый, красный, си-
ний, зеленый). В каждом заезде принимали участие четыре колес-
ницы, которые должны были семь раз обскакать арену цирка. Побе-
дитель получал большую денежную награду. Зачастую во время ска-
чек колесницы разбивались, а возница погибал.
Скачки начинались утром и продолжались, с перерывом на обед,
весь день. Толпа ревела, поощряя своих фаворитов, вопила при их
победе или гибели.
Не меньший азарт вызывало кровавое зрелище травли зверей и
бои гладиаторов, происходившие в амфитеатрах. В период Империи
они получили невиданный прежде размах и популярность и происхо-
дили не только в Риме и Италии, но и в городах провинций.
Даже смертные казни обставлялись в амфитеатрах как зрелища.
То <Геракл>, которого изображал осужденный на смерть, сжигал
себя заживо на костре. То <Икар> летел на веревке до серединн
мфитеатра, а затем веревка обрывалась и он, падая, разбивался
-смерть. То осужденного терзали заживо голодные, разъяренные
хищные животные.

Современное состояние
Были в Римской империи и театральные представления. Но
в эпоху Империи почти не ставили древних греческих и ла-
тинских трагедий и комедий. Их заменили непристойные панто-
мимы.
Но наряду с этими зрелищами, в Риме и провинциальных горо-
дах были распространены публичные чтения и состязания поэтов,
писателей, ораторов.
В Риме во многих домах знати чтения новых произведений про-
исходили во время званых обедов, как это было заведено у прибли-
женного Августа - Мецената. В Афинах, Александрии, Эфесе и дру-
гих крупных городах чтения и ораторские состязания происходили
в общественных зданиях. Слушатели бурно выражали свое одобре-
ние и восторг автору понравившегося им произведения. Особенным
успехом пользовались импровизации эпиграмм, стихов и ораторских
речей.
Для 1 и II вв.н.э. характерны и туристические поездки пред-
ставителей римской и греческой знати, совершавших дальние путе-
шествия с целью ознакомления с достопримечательностями тех или
иных стран и городов. Наибольшее число туристов привлекали сам
Рим, Египет и Греция. Не меньшее число приезжих собиралось и
на продолжавшиеся празднования Олимпийских игр.
Быт сельского населения отличался от быта городского. Основ-
ная масса сельского населения - мелкие земледельцы, обрабатывав-
шие свои участки, и рабы, трудившиеся в поместьях своего господина,
работали от зари до зари. <Раб должен быть всегда в работе, раб
должен работать или спать>, - эти заповеди были главными. С пер-
вым лучом солнца рабы уже шли на полевые работы и возвращались
на виллу только в сумерках. Утром, перед выходом на работу они
съедали завтрак (хлеб, соленые маслины, чеснок, лук, овощи). Днем
рабы наскоро перекусывали тем, что захватили с собой, горячую
пищу рабы получали лишь раз в сутки, после возвращения с полевых
работ: густая бобовая или полбяная каша с оливковым маслом или
салом, хлеб, сырые овощи и разбавленное виноградное вино. Иногда
им давалось немного сыра. Мясо рабам давали, видимо, только во
время больших праздников.
Жили рабы на вилле в небольших каморках (6-8 кв. м) по не-
скольку человек (по 2-3). Спали на одной большой кровати. Жен-
щин на вилле было очень мало. Как правило, это были сожитель-
ницы (раб не имел права вступать в брак и иметь законную жену
и семью) рабских начальников, которым господин даровал за их
усердие эту привилегию. Рабы-начальники получали также лучшую
и более разнообразную пищу и одежду.
В долгие зимние сумерки, когда полевые работы кончались рано,
366 рабовладельцы находили работу для рабов на вилле по два часа
утром и вечером: они тесали колья, делали рукоятки, плели корзины
и т.д.
Рабы, жившие на вилле, редко общались с рабами других поме-
стий, вели замкнутый образ жизни. В имениях, особенно крупных,
имелась специальная тюрьма-подвал (<эргастул>), куда сажали
провинившихся и строптивых рабов; на работу таких рабов выводили
в цепях.
По одежде, питанию бедный земледелец, видимо, внешне мало
отличался от сельских рабов. Он также трудился от зари до зари
на своем небольшом участке, где вместе с ним работали его жена и
дети. Семьи сельских жителей были многодетными. Они с большим
трудом сводили концы с концами. Угроза разорения для них была
всегда очень реальной.
Центром изучения философии в 1-II вв.н. э. продолжали оста-
ваться Афины. Господствующими течениями философской мысли в
эпоху ранней Империи были стоицизм и эпикурейство. Широкое рас-
пространение среди римской знати получил стоицизм. Его видным
представителем был политический деятель Анной Сенека (1-65 гг.
н.э.). Во II в.н. э. идеологом стоической философии выступил им-
ператор Марк Аврелий, написавший философский трактат <К самому
себе>. Среди низших слоев общества большой популярностью поль-
зовались бродячие философы-циники, зачастую выступавшие с рез-
кой критикой представителей господствующего класса.
Наиболее видным представителем философского скептицизма во
II в.н. э. был уроженец щадоазийского города Самосаты - Лукиан
(ок. 120-180 г.н. э.), поселившийся в Афинах. В коротких трак-
татах, иногда написанных в форме диалогов (<Диалоги богов>,
<Диалоги в царстве мертвых>), Лукиан беспощадно осмеивал вся-
кого рода суеверия, религиозный фанатизм. Он высоко ставил фи-
лософию Эпикура - человека, по его мнению, познавшего природу.
Характеризуя мировоззрение Лукиана, Ф. Энгельс писал: <...этот
Вольтер классической древности ... одинаково скептически относился
ко всем видам религиозных суеверий...> '.
В III-V вв.н. э. с углублением экономического и социального
кризиса среди знати получило распространение идеалистическое, ре-
акционное философское учение - неоплатонизм. Виднейшим его
представителем был Плотин (сер. III в.н.э.). В учении неоплатони-
ков тесно переплетались магия и астрология.
Поиск

Может пригодиться

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Интересное
Идеология в 70 е годы. Движение вспять
16
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Гнев и огонь
я р о с л а в - II (1238-1252)
е к а т е р и н а - II (1762-1796)
Сирия в арабо-израильской войне

Копирование материала возможно при наличии активной ссылки на www.historays.ru © 2024
Сайт управляется системой uCoz