Последним значительным и тоже неудачным мероприятием Дио-
клетиана была борьба с христианством, которое к этому времени
распространилось в городах и частично в армии, имело разветвлен-
ную и хорошо организованную церковную администрацию. Христи-
анство исповедовала часть вельмож, даже жена Диоклетиана и его
дочь. Христиане оказывали пассивное сопротивление недавно утверж-
денному культу двух августов, выступали против почитания древних
богов, т.е. против тех основ, которые, по мысли Диоклетиана, при-
верженного к древнеримским традициям, должны были идеологиче-
ски объединить подданных с трудом воссоединенной Империи. Же-
' стокий гнет налоговой и военно-административной системы, установ-
ленной обожествленными императорами, способствовал проявлению
оппозиции к новому режиму в религиозной форме отрицания прежде
всего божественности императоров. Это благоприятствовало дальней-
шему распространению христианства. Но главной причиной, вызвав-
шей при Диоклетиане жестокое гонение на христиан, была хорошо
налаженная и обладающая большими средствами церковная админи-
страция во главе с епископами. Диоклетиан, по-видимому, усмотрел
в ней организацию, параллельную государственной, и, следовательно,
мешающую окончательному укреплению единства государства, а по-
тому - подлежащую уничтожению.
Выступая против христиан, Диоклетиан мог надеяться на под-
держку сельского населения, значительная часть которого поклоня-
лась по-прежнему Юпитеру и другим языческим богам. Поддержи-
вала Диоклетиана в его борьбе против христиан также часть рим-
ской аристократии и римское жречество.
В феврале 303 г. был обнародован первый эдикт против христи-
ан. За ним в скором времени последовали еще три. Было запрещено
отправление христианского культа. Приказывалось разрушать церкви
и сжигать христианские книги. Имущество христианских общин кон-
фисковывалось. Каждый христианин должен был публично отречься
от своей веры и принести жертвы божественным императорам и
языческим богам. В числе других это должны были сделать
жена и дочь Диоклетиана. Христиане, отказавшиеся выполнять эдик-
ты, должны были подвергаться преследованиям, пыткам, тюремно-
му заключению и даже смертной казни; их имущество конфисковы-
валось.
Среди высших кругов римского общества многие отреклись от
своей принадлежности к христианству. Но Диоклетиан не учел того
обстоятельства, что языческое население деревень, которое могло
быть массовой опорой при проведении в жизнь антихристианских
эдиктов, было задавлено налогами и повинностями. А большинство
христиан из простого народа проявили мужество и стойкость во
время гонений и этим завоевали уважение своих деревенских сосе-
дей язычников, таких же несчастных, социально-угнетенных и также
находившихся в оппозиции к властям. Поэтому гонения не получили
сколько-нибудь значительной поддержки у массы населения. Кроме
того, представители языческой интеллигенции не были едины в своих
религиозных взглядах. Целый ряд восточных и западных культов
сосуществовали рядом с древнеримским культом Юпитера и Юноны.
Разобщенные языческие культы, группировавшиеся вокруг отдель-
ных храмов, хотя и объединяли еще значительные количества верую-
щих, но почти ничего не могли противопоставить христианству в
организационном отношении. Несмотря на заключение в тюрьмы и
казни христиане и их организации нс только не были сломлены, но
приобрели большой авторитет. Этому способствовало и то, что рим-
ская религия, возникшая в незапамятные времена, несмотря на все
изменения, уже не соответствовала уровню и характеру социально-
экономического и идеологического развития.
Преследования христиан, начавшиеся в Никомедии разрушением
христианской церкви, усилились в связи с внезапным пожаром, воз-
никшим во дворце Диоклетиана. Особенно сильными были гонения
в восточных частях Империи, на Западе они были более умерен-
ными, а во владениях цезаря Констанция Хлора настолько неболь-
шими, что последний даже заслужил похвалу части местных хри-
стиан. В этом факте, между прочим, проявилась недостаточная со-
гласованность действий соправителей и недостаточная централизован-
ность Империи.