Прекращение гражданских войн и установление спокойствия в
центральных районах Средиземноморья способствовало восстановле-
нию культурной жизни в Риме и Италии. Август и его окружение,
победив соперников в борьбе за власть, стремились использовать вы-
дающихся поэтов и писателей для укрепления своего морального
авторитета. Выполнял эту деликатную миссию приближенный Авгу-
ста-Гай Цильний Меценат (ок. 74-8 гг. до н.э.). Его дом в Риме
и пригородные поместья сделались центром литературной жизни рим-
ского общества.
Меценат собирал, поддерживал материально и опекал всех та-
лантливых поэтов своей эпохи. Членами его кружка были Вергилий
Марон (70-19 гг. до н.э.), Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.),
Секст Пропорций (50-15 гг. до н.э.) и др. Наибольшей литера-
турной славы еще при жизни достиг Вергилий. Он был уроженцем
Северной Италии и потерял свое земельное владение, конфискован-
ное в момент раздачи участков ветеранам. Меценат компенсировал
его подарком небольшой виллы близ Неаполя. Находясь в зависи-
мости от Мецената, Вергилий создавал свои произведения, прислу-
шиваясь к советам своего покровителя. Из-под его пера вышло де-
сять <пастушеских песен> (по-гречески <эклог>), прославлявших
простоту сельской жизни и нравов. Позднее, в середине века, осо-
бенную известность получила четвертая эклога. В ней Вергилий, на-
мекая на Августа, предрекал наступление новой эпохи счастья и
процветания. Средневековые же монахи-фанатики видели в этой
эклоге пророчество о <пришествии мессии>, то есть, по их мнению,
Христа.
Позднее, также по просьбе Мецената, Вергилий написал поэму
о земледелии - <Георгики>, а в последние годы жизни создавал, по
желанию Августа, большую эпическую поэму, которая должна была
бы быть для римлян произведением аналогичным поэмам Гомера
у греков. Вергилий написал поэму <Энеиду>, но умер, не успев окон-
чательно отработать ее.
В <Энеиде>, подражая сюжетам поэм Гомера, Вергилий описы-
вал странствия и появление в Италии, после захвата ахейцами Трои,
троянца Энея - сына героя Анхиза и богини Афродиты (Б-енеры) -
мифического родоначальника римского патрицианского рода Юлиев,
из которого происходил Юлий Цезарь. <Энеида> считалась <венцом>
латинской поэзии: ни один поэт в Риме, ни до, ни после Вергилия,
не создавал такого звучного и сильного стиха, столь ярких поэтиче-
ских образов.
В творчестве другого поэта кружка Мецената - Горация Флакка,
сына вольноотпущенника, в молодости военного трибуна армии Бру-
та и Кассия, латинская поэзия достигла своего высшего по форме
развития. Взяв за образец греческих лирических поэтов, осо-
бенно Алкея, Гораций создал несколько сборников песен - по-гре-
чески <од>. В них он прославлял личность и деятельность Августа,
римского оружия, а также радости любви и дружбы и созерцатель-
ную тихую жизнь поэта-философа. В одной из наиболее известных
своих од, называемой <Памятник>, Гораций прославлял творчество
поэта и заявлял:
Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид:
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.
Нет, я не весь умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Все будет зеленеть, доколь на Капитолий
С безмолвной девою верховный ходит жрец.
И скажут, что рожден, где Анфид говорливый
Стремительно бежит, где средь безводных стран
С престола Давн судил народ трудолюбивый;
Что из ничтожества был славой я избран.
За то, что первый я на голос эолийский
Свел песнь Италии. О Мельпомена, свей
Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский
И лавром увенчай руно моих кудрей!
(Перевод А.А. Фета)
Кроме од, Гораций написал ряд сатирических стихотворений, в
которых живо воспроизводя современный ему быт и нравы, крити-
ковал пороки. Наряду с сатирами, где критиковались общественные
нравы и пороки, Гораций создал также книгу <Эпод>, содержавшую
упреки по адресу отдельных лиц. Наконец, им написан ряд стихо-
творений в форме писем - <Посланий>. По просьбе Августа, Гора-
ций сочинил в стихах торжественный гимн, исполненный огромным
хором во время празднования организованных императором <столет-
них игр>.
Современниками Вергилия и Горация были поэты Альбий Тибулл
(60-19 гг. до н.э.) и Секст Пропорций (50-15 гг. до н.э.), лири-
ческие поэты, воспевавшие личные переживания, радости тихой сель-
ской жизни. По мнению Тибулла, по-настоящему были счастливы
лишь <древние> (первобытные) люди, без труда и вражды пользо-
вавшиеся дарами природы. Как Тибулл, так и Пропорций стремились
подражать александрийской поэзии.
Выдающимся поэтом эпохи Августа был Овидий Назон (43 г.
дон.э.-17 г.н. э.). Он происходил из знатного рода всадников,
получил образование в Риме и Афинах, был близок с Тибулом. Ови-
дий начал писать легкие стихи о любви. Его первый сборник содер-
жал элегии на темы переживаний влюбленного. Позднее он создал
поэму <Героини>, содержащую вымышленную поэтом переписку меж-
ду героинями эпоса и их возлюбленными (Дидона и Эней, Елена и
Парис и т.д.). Своеобразной инструкцией влюбленным, как добиться
взаимности, явилась поэма Овидия - <Искусство любви>, которая
вызвала гнев Августа, увидевшего в стихах поэта пародию на его
законодательство об укреплении семейной жизни римской знати.
В стремлении найти пути к примирению с Августом, Овидий напи-
сал поэму <Фасты>, в которой описаны старинные римские обряды
и легенды и воздается безмерная льстивая похвала императору. Но
все же Овидий был выслан из Рима и Италии в далекий припонтий-
ский городок Томы (современная Констанца). Находясь в ссылке,
Овидий создал два сборника-<Скорби> и <Послания с Понта>, в
которых он описывал окружавшую его природу, людей, скорбел о
разлуке с близкими и родным краем. Во всех стихах Овидия сказы-
вается его блестящее поэтическое дарование; все написанное им -
это выдающиеся классические произведения латинской поэзии. Исто-
рики римской литературы дали времени Августа, в которое творили
выдающиеся поэты, название - <золотой век латинской поэзии>.
В последующем римская поэзия и проза получают широкое
распространение. Среди высших слоев римского общества многие,
том числе и императоры 1-II вв.н. э., пробовали свои силы на
литературном поприще. Однако из многочисленаых представителей
римской поэзии и прозы лишь немногие сохранились в памяти после-
дующих поколений. Ко времени правления Нерона относится твор-
чество поэта Марка Аннея Лукана (39-65 гг.н. э.). Будучи сторон-
ником сенатской республики, Лукан отрицательно относился к поли-
тической системе принципата, особенно же к императору Нерону.
Он написал поэму <Фарсалия, или поэма о гражданской войне>, в
которой воспевал Помпея и порицал Юлия Цезаря. Лукан принял
участие в заговоре против Нерона и был казнен.
Ко времени же Нерона относится и яркое сатирическое произве-
дение, написанное в прозе - <Сатирикон>, приписываемый одному
из приближенных императора - Петронию. Описывая путешествие
по Италии двух бездомных бродяг, автор дает сатирическое изобра-
жение быта различных слоев современного ему общества. Особенно
критически Петроний описывает пир разбогатевшего вольноотпущен-
ника Тримальхиона. Как сам хозяин, так и гости изображены в
резко пародийном стиле.
В столь же критическом тоне писал и уроженец Испании поэт
Марциал (ок. 42-102 гг.н. э.). Живя в Риме, он резко критиковал
нравы окружавшего его общества. Марциал создал до 1200 эпи-
грамм, в которых описывал нищету массы населения и высокомерие,
бессердечие и жестокость римской знати.
Таким же сатириком, обличителем нравов римского общества был
и Юний Ювенал (ок. 55-132 гг.н. э.). Он написал 16 сатир, в ко-
торых более смело, чем Марциал, рисовал отрицательные стороны
жизни римского общества своего времени. В одной из сатир Ювенал
дал враждебно-скептическое описание взаимоотношений между вои-
нами и гражданским населением Империи, отражая недовольство
широких слоев населения бременем налогов и повинностей.
Последним видным писателем II в.н. э. был уроженец африкан-
ской провинции Апулей (род. около 124 г.н. э.). Некоторое время
он жил в Риме, позднее, вернувшись в Карфаген, Апулей стал вер-
ховным жрецом императорского культа и активным сторонником
неоплатонизма. Он написал несколько трактатов в защиту своих ре-
лигиозно-философских убеждений. Но славу и память у потомства
получили не его философские сочинения, а роман <Метаморфозы>,
или <Золотой осел>, содержащий фантастический рассказ о чудес-
ном превращении юноши Луция в осла и его последующих приклю-
чениях. Наряду с яркими бытовыми сценами это произведение со-
держит проповедь дикого суеверия - веры в колдовство, магические
превращения и другие чудеса.
В конце II - начале III в.н. э. появляется ряд своеобразных
приключенческих романов. Это повести о влюбленных, счастье кото-
рых подвергается тяжелым испытаниям, - они переживают разлуку,
пленение и продажу в рабство, получают ложное известие о смерти,
но в конечном счете счастливо сочетаются браком. К подобному
типу романов принадлежат <Дафнис и Хлоя> Лонга, <Эфиопика>
Гелиодора и др. Характерной особенностью античной литературы в
эпоху Римской империи является отсутствие драматических произ-
ведений; они писались не для театральных постановок, а лишь для
прочтения, что привело к полному упадку этого литературного
жанра. Исключение составляют лишь трагедии Сенеки.
Историческая проза этого времени представлена рядом выдаю-
щихся произведений. В эпоху Августа Тит Ливии создал <Историю
Рима от основания города> в 142 книгах; она написана превосход-
ным латинским языком. В те же годы Николай Дамасский написал
<Всемирную историю> в 144 книгах. <Всемирная история> была
создана также Помпеем Трогом.
В конце 1 в. до н.э. появилась <Римская археология> Дионисия
Галикарнасского, стремившегося доказать этническую близость гре-
ков с римлянами; он легко и занимательно изложил материал. Позд-
нее Веллей Патеркул написал краткую римскую историю с древней-
ших времен до 30 г.н. э.; большое историческое сочинение создал
Кремуций Корд; оно было уничтожено по приказанию императора
Тиберия за восхваление Брута и Кассия.
Во второй половине 1 в.н.э. большие исторические работы напи-
сали Плиний Старший и Иосиф Флавий. В своих трудах <О иудей-
ской войне> и <Иудейские древности> Иосиф Флавий дает интерес-
ный материал по истории Иудеи, эллинистических государств и Рим-
ской империи.
Крупнейший из римских и мировых историков - Корнелий Та-
цит (ок. 54-120 гг.н. э.) описал историю Римской империи в 1 в.
н.э. Тацит, сочувствовавший старой римской сенатской знати, идеа-
лизировал республиканский строй и враждебно относился к полити-
ческим порядкам своего времени. Написанные образным языком,
полные драматических эпизодов, сочинения Тацита оказали большое
влияние на последующих историков.
К этому же времени относится и литературная деятельность
Плутарха (около 46-126 гг.н. э.), создавшего <Рассуждения о мо-
рали>, <Трактат о музыке> и большую серию биографий важнейших
исторических деятелей Греции и Рима, которые он объединял по-
парно. Светоний Транквилл (ок. 70-160 г.н. э.) написал ряд
трактатов: <О ругательствах>, <О детских играх у греков>, <О Риме,
римских обычаях и нравах>, <О знаменитых людях>. Известность
он приобрел благодаря своему сочинению <Жизнь двенадцати Цеза-
рей> - сборника биографий императоров от Юлия Цезаря до Доми-
цяана Флавия.
Ко II же веку относится жизнь и литературная деятельность уро-
жевцаАлександрии Египетской Аппиана (ум. в 170-х годах), видного
римского администратора, написавшего на греческом языке <Рим-
с>ую историю>. Труд Аппиана своеобразен: он написан не в хроно-
логической, а в тематической последовательности. Это отдельные
обзоры истории установления власти римлян в различных частях
Средиземноморья. Подробно изложена Аппианом история граждан-
ских войн в Риме в период поздней Республики.
Среди авторов III столетия выделяется Кассий Дион (155-
235 гг.н. э.). Он написал большую <Римскую историю>, в которой
подробно освещены события близкого автору времени.
Последним выдающимся представителем античной исторической
прозы был Аммиан Марцелин (ок. 330-400 гг.н.э.). В своем исто-
рическом труде, названном <Деяния>, он продолжил историческое
повествование Тацита, но основное внимание уделял описанию собы-
тий современной ему эпохи. Аммиан Марцедлин довел свое изложе-
ние до 378 г.н. э.