У многих россиян Хорватия ассоциируется с хорошими курортами, прекрасной природой, пляжами Адриатического моря, архитектурными памятниками Средневековья и Возрождения (да, в Хорватии было-таки Возрождение, больше того – в Дубровницкую республику, тесно связанную с Италией, оно пришло раньше, чем в другие страны Европы). Однако взгляд на страну с точки зрения туриста и то, что видит местный житель, - «две большие разницы».
После распада единой Югославии страна погрузилась в войну, из которой люди, оставшиеся в живых, вернулись физически и морально истощёнными. А что же творилось в самой Хорватии? Примерно то же, что и в России 90-х: общий упадок хозяйства, закрытие предприятий, разгул коррупции и бандитизма. Появились и свои олигархи – здесь их называют «тайкунами». Происхождение слова двоякое: с одной стороны, это прямое заимствование из английского (в котором оно – переосмысление японского дворянского титула «тайкун»); с другой – хорваты переосмыслили термин как соединение слов «тайна» и «куна» (денежная единица страны). Получается, «тайкуны» - это те, кто присвоили и утаили все деньги.
Жизнь «тайкунов» имеет все признаки дикой роскоши, которая тем более выделяется на фоне общего уныния. Шикарные особняки, дорогие машины, роскошные надгробные плиты на центральном кладбище Загреба (по словам местных жителей, это кладбище – второе по красоте в Европе). Откуда средства на всё это? За время войны «тайкуны» скупили предприятия и земельные участки, выкачали из них все деньги, а затем выгодно продали, нередко – иностранным компаниям. Когда выкачивать стало нечего, рабочих выгнали на улицу. В Хорватии резко возросла безработица.
Впоследствии олигархи для вида пытались поднять экономику. Центральный телеканал показывал громогласные репортажи о том, как какой-нибудь богатей открыл заводик по производству проволоки и трудоустроил «аж» сто человек.
В целом, однако, Хорватия не приступила к строительству «дикого капитализма»; но не решается строить и капитализм цивилизованный. Полноценная рыночная экономика в стране отсутствует. Как и Россия, Хорватия продолжает сидеть на «игле» - только не на нефтяной, а на курортной. Если бы не эта отрасль, страну ожидала бы полная нищета.
Кто-то вспомнит про кораблестроительную отрасль Хорватии. Мол, их танкеры котируются на мировом рынке и не уступают по качеству японским и корейским. Однако они дороже и по этому показателю не могут конкурировать с другими производителями. Высокая стоимость диктуется неэффективным управлением предприятий, на которых огромный штат руководителей, их заместителей и помощников присваивает всю прибыль.