Происходил из татарского рода и принадлежал к крупному нетитулованнону боярству. Предком Годунова был мурза Чет, принявший христианскую веру, имя Зазария и поступивший на службу к московскому князю Ивану Калите в XIV в.
Бывший мурза основал Ипатьеский монастырь. Эта легенда занесена в летописи н.XVII в. По государеву родословцу 1555 Годуновы (как и Сабуровы, Вельяминовы) ведут своё происхождение от Дмитрия Зерна. Им был, по всей видимости, костромской вотчинник. При всей обоснованности этой т.з. не исключается, что какая-то доля правды содержится и в легенде о Чете.
Ведь не случайно родоначальники отдельных ветвей потомков Чета носили имена татарского происхождения (Сабур, Годун). Приходился братом жены
Фёдора Ивановича Ирины. Сам Годунов, женатый на дочери Малюты Скуратова, был тесно связан с опричными кругами. Современники высоко оценивали Бориса: "муж зело чуден и сладкоречив", но в то же время отмечали его огромное властолюбие. В "Летописной книге", приписываемой Котыреву-Ростовскому И.М. даётся его следующая характеристика: "Царь же Борис красотой цвёл и внешностью своей многих людей превзошёл; роста был среднего; муж удивительный, редкостного ума, сладкоречивый, был благоверен и нищелюбив, распорядителен, о государстве своём много заботился и много хорошего по себе оставил
Один лишь имел недостаток, отлучивший его от Бога: к врачам был сердечно расположен, а также неукротимо властолюбив; дерзал на убийство предшествовавших ему царей, от этого и возмездие воспринял". В 1581 Годунов Б.Ф. получил боярский титул, с 1584 получал один за др.титулы: конюший, слуга, ближний великий боярин, наместник царств Казанского и Астраханского. С 1594 он стал "правителем", или регентом, при царе Фёдоре Ивановиче. Незаурядный политик, Годунов Б.Ф. умел быть таким, каким требовали обстоятельства.
В этом ему помогали природный ум и твёрдая воля. Он не был широко образованным человеком, но, как писал один из знавших Бориса иностранцев, "не было ему равного по всей стране по смышлёности, разуму и совета". К 1587 относится заговор Василия Шуйского и Мстиславского Ф.И. против Бориса Годунова. В 1588 вышел указ, разрешающий Борису Годунову участвовать в дипломатических сношениях. После смерти Фёдора вся Москва присягнула его супруге Ирине Фёдоровне, но она не пожелала власти, а удалилась в Новодевичий монастырь, постригшись в монахини. Для выбора государя был созван Земский собор. Иоганн Вальтер. Портрет Марфы Матвеевны Апраксиной
Одним из претендентов на русский престол был боярин Бельский Б.Я. (ум.1611), ставший соперником Бориса Годунова (при Лжедмитрии I станет боярином). Но патриарх Иов указал на Бориса, как на самого достойного занять престол. Два раза Борис отказывался. Патриарх Иов даже пригрозил сложить с себя сан и уйти вместе со всеми церковными патриархами, если Годунов Б.Ф. не согласится венчаться на царство. Наконец, после неоднократных просьб духовенства и народа, Борис 14 ФВ 1598 согласился, 17 ФВ 1598 (21 ФВ?) Земский собор с участием 474 человек избрал его на царство, 9 МР 1598 взошёл на престол, а 1 СН 1598, в праздник Нового года, венчался на царство. Ге Н.Н. Царь Борис и царица Марфа (эскиз)
При этом Борис произнёс: "Бог свидетель, что не будет в моём царстве нищего, последнюю рубашку разделю с народом". Вызывал в Россию иностранцев, посылал молодых людей учиться за границу. Имел намерение открыть в Москве школу, где обучались бы иностранным языкам, но духовенство воспротивилось. Во внешней политике Годунов Б.Ф. проявил себя как талантливый дипломат. 18 МЙ 1595 в Тявзине (близ Ивангорода) был заключён мирный договор со Швецией. Годунов Б.Ф. сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, - и Россия, согласно договору, вернула себе Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.
В АВ 1600 было заключено перемирие с поляками на 20 лет. В 1598 царь Борис Годунов дал жителям Усть-Цилемской слободки жалованную грамоту, в которой признавалось тяжёлое положение местных жителей из-за обременительной повинности, связанной с транспортным обслуживанием Сибирского Чрезкаменного пути: "Живёте де вы в Усть-Цилемской слободке... а мимо вас, Усть-Цилемскую слободку, в Сибирские городы наши воеводы, посланники и гонцы и беглецы из Сибирских городов, из Сургута, из Берёзова и с Выми в Берёзов з болшие дороги заезжают... и у вас де в Усть-Цилемской слободке емлют суды и гребци и корм с Сибири емлют до Выми, а с Выми емлют до Оби реки сильно, а наказов вам наших и воевоцких не кажут, и вас биют на мясо... и где вас на рыбной ловле застанут, рыбу отнимают и вас грабят, да у вас же емлют суды и гребцы и провозят мимо Ижемскую слободку в Вымскую землю да там и оставливают и в том чинятца убытки великие, и от того вы их насильства хотите брести розно". В 1604 Борис Годунов отправил воевод строить город Томск и дал им наказ: "В новом Томском городе... пашню устроити,.. а пашенные люди прибрати из зырян..." В 1680 в Томске находились 83 служилых человека, которые (или родители которых) пришли в Томск из Коми края, среди них 27 вычегжан, 16 вымичей, 16 сысольцев, 3 лузянина. Несмотря на дальновидную экономическую политику, царь быстро потерял народное доверие вследствие своей подозрительности. Жертвою его подозрительности стал Богдан Бельский, который был обвинён в злых умыслах и сослан. Братьев Романовых обвинили в злых умыслах и заточили по дальним местам; старшего из них под именем Филарета заточили в монастырь. Первым политзаключённым Коми края стал боярин Василий Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила, отбывавший ссылку с ИН 1601 в Яренске. Он находился здесь вместе со своим слугой и приставом Некрасовым, которому было поручено следить, чтобы Романов В.Н. "с дороги не ушёл и лиха никакого над собой не сделал; беречь, чтобы к нему на дороге и на станах никто не приходил и не разговаривал ни о чём и грамотами не ссылался". Одной из первых ссыльных в Карельском крае была мать первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича боярыня Марфа Иоанновна Романова, заточённая в заонежском с.Толвуя по повелению Бориса Годунова. Обвинение в убийстве царевича Дмитрия и слух о появлении самозванца сократили его жизнь. Царь умер от подагры. После смерти Годунова Б.Ф. царём на 50 дней стал сын Бориса - Фёдор, юноша образованный и чрезвычайно умный. В "Летописной книге", приписываемой Котыреву-Ростовскому И.М. даётся его следующая характеристика: "Царевич Фёдор сын царя Бориса, отрок дивный, цвёл благолепием, как цветок прекрасный в поле, богом украшенный, как лилия, цветущая в долине; глаза у него были большие, чёрные, лицо же - белое, молочной белизной блистало; роста был среднего, телом дороден. Отцом своим был воспитан в любви к книгам, в ответах находчив и сладкоречив; пустое и непристойное слово никогда с уст его не сходило; к вере и книжному учению с усердием прилежал". Вскоре в Москве произошёл мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Фёдора и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса - Ксению. О царевне Ксении современник оставил следующее описание: "Царевна же Ксения, дочь царя Бориса, была девица дивного разума, яркой красоты: бела лицом и румяна, губы у неё алые, очи большие, чёрные, светом сияли. Когда же, жалуясь, плакала, тогда особым светом светились её глаза. Брови сходились на переносице, телом была дородна и как молоко бела; ростом ни высокая, ни низкая, волосы чёрные и длинные, как трубы, по плечам лежали. Из всех женщин была благочиннейшая, в писании книжном начитана, отличалась благоречием, воистину во всех делах искусна, пение любила, особенно духовные песнопения". Однако её ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что царь Фёдор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц.